Как венгерская графиня стала наиболее печально известным вампиром в мировой истории — Новости на KP.UA

(Рубрика: Вампиры)

imageВерной последовательницей Дракулы стала Эжбета Баторий, невестка Стефана Батория-венгерского аристократа и соратника Дракулы в борьбе против турок.

Эжбета, прославившаяся под прозвищем «кровавой графини», весьма преуспела в жестокостях, и жертвами ее стали около пятисот молоденьких девушек из числа крепостных крестьянок, находившихся в полной ее власти, и бедных аристократок, обманом заманиваемых в богатый замок графини Баторий.

Только целью «кровавой графини» было, разумеется, не единовластие, как у Дракулы, а продление собственной молодости и сохранение красоты, для чего она и использовала кровь девушек, дополнительно очищенную страданием.

Эжбета Баторий с помощью трех своих сообщниц подвергала свои жертвы немыслимым истязаниям а потом пила еще теплую кровь и принимала кровавые ванны.

Когда о ее преступлениях стало известно, сообщницы Эжбеты были казнены, а сама графиня Баторий была по личному приказу венгерского короля замурованна живьем в том самом зале, в котором она истязала своих жертв. Хлеб и воды подавались ей через маленькое окошко, и шесть лет, до самой смерти прожила она так без света, в духоте и смраде, и любой венгерский подданный или даже иностранец мог прийти и своими глазами удостовериться в том, что справедливость торжествует и «кровавая графиня» несет свое наказание.

Выдержки из Книги Dracula Дональда Фом.

Metuchen, N.J. 1975

«В 1546 Vlad Dracula и экспедиция во главе с Принцем Стивеном Батори въехали в Валлахию, чтобы требовать трона. Приблизительно в одном столетии позже Countess Элизабет Батори стала ужасом Трансильвании и наиболее печально известным вампиром в мировой истории.

Графиня Элизабет Батори была лесбиянкой, которая совершала невероятные жестокие вещи над симпатичными служащими и девушками-крестьянками.

Замок Csejthe, массивная крепость, около деревни Csejthe, была местом кровавых оргий.

Рожденная в Венгрии в 1560 г., Элизабет имела родственников семейства, включая сатиров, лесбиянок, и ведьм. В четырнадцать она родила незаконного ребенка, которого породил мальчик крестьянина . Элизабет и граф Ferencz Nadasdy были только обручены, так как ей было одиннадцать лет возраста. Брак имел место 8 мая, 1575, когда Элизабет была пятнадцать. В те дни, задолго до Женского Освобождения, Элизабет сохранила ее собственную фамилию, в то время как Граф изменил её на Ferencz Bathory. Граф процветал на конфликтах и войне, предпочитая поле битвы к внутренней жизни в замке, и заработал репутацию как ‘ Черный Герой Венгрии. В то время как Ferencz был далеко на одной из его военных кампаний, графиня начала посещать свою тетю лесбиянку, Коунтесс Карлу. Элизабет тогда поняла ее истинные амбиции, причинение боли молодым девушкам. Но не только увлекалась этим Элизабет, она также развивала интерес к Черной магии. Thorko, служащий в ее замке, проинструктировал ее в путях колдовства, в то же самое время одобрил ее садистские тенденции. Thorko преподал мне прекрасный новый урок, Элизабет написала Ференцу. Поймайте черную курицу, и бейте это до смерти белым тростником. Возьмите кровь, и намажьте немного на вашем враге. Если Вы не имеете никакой возможности намазать это на его тело, получите один из его предметов одежды и намажте это.

imageВскоре Графиня стала романтичнее, вовлеченная с черно — одетым незнакомцем с бледным цветом лица, темными глазами и неправильно острыми зубами, сельские жители, кто верил в вампиров имели причины опасаться Csejthe Замка. Возможно, к воображению, незнакомец был Dracula, непосредственно, возвращенный из могилы. Когда Граф Nadasdy вернулся, он быстро простил неверность его жены. Теперь твердо внедренная в своем замке, Графиня Элизабет экспериментировала в развращенности с помощью Thorko, Ilona Joo (прежняя медсестра Элизабет), ведьмы Дороттиа Сзентес и Darvulia, и карлик главный — domo Johannes Ujvary, кто скоро станет главным мучителем. При помощи этой команды Элизабет захватила приятных девушек-служанок в замке, отводя их к подземной комнате известной как ‘ палата пытки ее Ладишипа и подвергала их самым ужасным пыткам, которые она могла бы изобретать. Под предлогом наказания девушек за неумение исполнять некоторые тривиальные задачи, Элизабет использовала каленое железо, литой воск и ножи, чтобы пускать их кровь. Она рвала одежду девушки, обмазывала ее медом, и оставляла ее голодным насекомым в лесу. Скоро, Графиня начала нападать на ее связанные жертвы зубами, резко откусывая проклятой плоти от их шей, щек и плеч. Кровь стала навязчивой идеи Элизабет, поскольку она продолжила ее пытки с бритвами, факелами, и ее собственной традицией, серебряными щипцами. Элизабет Батори была женщина исключительной красоты. Ее длинные волосы ворона были противопоставлены с ее молочным цветом лица. Ее глаза янтаря были почти кошачими, у неё была чувственная фигура. Она была чрезмерно тщеславна и ее самовлюбленность, привела ее к новым глубинам извращения.

Как Элизабет и ее красота с возрастом начали увядать, она пробовала скрывать ухудшения через косметику и наиболее дорогой из одежды. Но они не закрыли распространяющиеся морщины. В один роковой день девушка-служанка проявляла внимание к волосам Элизабет и потянула их отметив что кое-что было неправильно с прической ее хозяйки. Приведенная в бешенство Графиня ударила девушку настолько сильно что кровь брызнула у нее из носа. Кровь брызнула налицо Элизабет. Где кровь коснулась ее кожи, Графине в зеркале, о по-видимому показалось. В ее глазах, кожа потеряла морщины. Элизабет стала уверенной в знании, что она могла бы восстанавливать ее потерянную молодость через вампиризм. Darvulia проинструктировал доверчивую Элизабет, как она могла бы снова стать молодой. Графиня верила древнему кредо, что взятие крови других могло бы быть ассимиляцией физических или духовных качеств того человека. После инструкций ведьмы, Элизабет и ее соратники-мучители, похищают красивых молодых девственниц, хлестают их ножами и собирают их кровь в большом чане. Тогда Графиня продолжила купаться в крови девственницы. Когда она купалась в крови, она по-видимому восстановила молодость и сияние. Фавориты Элизабет обеспечивали её большим количеством девственниц из соседних деревень под предлогом наема их как служанок. Когда их бескровные трупы были обнаружены вне замка, слухи быстро распространение что вампиры населили старую крепость. Графиня Элизабет продолжила такие методы после смерти ее мужа в 1604. (Рассчитайте, Nadasdy очевидно умер от отравления, хотя его смерть была также приписана колдовству.) Когда Darvulia умер и Элизабет казалась состарившейся, другая колдунья, по имени Erzsi Majorova сказала ей, что девственность жертвы должны иметь благородное рождение. Но даже при том, что Элизабет мучала молодых девственниц и сопровождала ванны крови с обрядами колдовства, она не могла бы восстановить ее потерянную молодость. Более чем десятилетие она совершала ее действия vampirism, калеча и высасывая кровь более чем 650 дев.

Преподобный Andras Berthoni, Лютеранский пастор Csejthe, понял правду, когда Элизабет приказала, чтобы он хоронил тайно бескровные трупы. Но он не успел что-либо сделать так как он умер.

Графиня становилася настолько печально известной, что ее преступления больше не могли бы быть скрыты. При использовании примечания, написанного Преподобным Berthoni, кузен Элизабет, Считает Thurzo, прибыл в Csejthe Замок. В канун нового года 1610, Преподобный Janos Ponikenusz, кто следовал За Berthoni и нашел примечание, и часть персонала замка, найденного в подземной комнате пыток Элизабет и там обнаружил не только невероятно кол-во искалеченных тела множества девушек, но также и саму Графиню непосредственно. По политической причине, Элизабет никогда не посещала суда. Она осталась заключенной в своем замке. Все мучители были казнены, Графиня была приговорена к пожизненому заключению в башне замка Csejthe .

Ее охраны пропускали продовольствие ее через маленький люк.

14 августа, 1614, измученная Элизабет Батори, Кровавая Графиня Трансильвании, была мертва.

За материал спасибо IcK.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Елизавета Батори
венг. Erzsébet Báthory
Имя при рождении:

Эржебет Батори

Прозвище
Дата рождения:

7 августа 1560(1560-08-07)

Место рождения:

Ньирбатор, Королевство Венгрия

Гражданство:

Королевство Венгрия В возрасте 10 лет Эржебет была обручена с Ференцем Надашдем, сыном барона Томаша Надашдя из Фогарашфёльда и Оршойи Канижаи[8]; такой союз, вероятно, основывался на политических мотивах. Пара поженилась 8 мая 1575 года в замке Вранова. На свадьбу было приглашено около 4,5 тысяч гостей[9]. Эржебет переселилась в замок Надашдей в Шарваре, где проводила много времени в одиночестве, пока Ференц обучался в Вене.

В качестве свадебного подарка Ференц даровал Эржебет Чахтицкий замок[10]. Замок, расположенный у подножия Малых Карпат недалеко от Тренчена, был куплен в 1579 году для Ференца его матерью вместе с загородным домом Чейте и семнадцатью окрестными деревнями[10].

В 1578 году муж Эржебет был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок[11]. Во время отсутствия мужа Эржебет занималась управлением делами и хозяйством. Во время т. н. «долгой войны» (1593-1606) Эрежебет была поручена защита имений мужа, расположенных на пути в Вену[7]. Угроза была значительной: в то время, как деревня Чейте ранее уже была разграблена турками-османами, Шарвар, расположенный вблизи границы, разделявшей Венгрию на королевскую и оккупированную османами, оказался в ещё большей опасности. Было несколько случаев, когда Эржебет выступала в защиту обездоленных женщин, в том числе тех, чьи мужья были захвачены турками, и тех, чьи дочери были изнасилованы и беременны[12].

4 января 1604 года в возрасте 48 лет умер Ференц Надашдь. Хотя точная природа болезни, которая привела к его смерти, неизвестна, она, похоже, началась в 1601 году, и первоначально вызвала изнурительные боли в ногах. С этого времени здоровье Ференца всё ухудшалось, пока в 1603 году он не стал инвалидом[13]. Перед смертью Ференц Надашдь поручил заботу о своих наследниках и вдове Дьёрдю Турзо, который позже расследовал преступления Эржебет.

Дети

Эрежебет родила от Ференца шестерых детей:

  • Анна (венг. Anna) (ок. 1585—после 1605), была замужем за Миклошем VI Зрини;
  • Каталин (венг. Katalin) (р. ок. 1594), была замужем за Дьёрдем Другетом;
  • Паль (венг. Pál) (1593/1597—1633/1650);
  • Андраш (венг. András) (1598—1603);
  • Миклош (венг. Miklós), был женат на Жужанне Зрини;
  • Оршойя (венг. Orsolya).

Все дети Батори находились на попечении гувернанток[14][15], сама же Эржебет практически не принимала участия в их воспитании.

Помимо этих шестерых детей, Эржебет иногда приписывается ещё один ребёнок — сын Дьёрдь, умерший в младенчестве.

Кроме того, ходили слухи, что через два года после свадьбы Эржебет забеременела от слуги из замка Шарвар Лазло Бенде. Ференц жестоко наказал Лазло, кастрировав его и бросив своре собак, а беременную жену перевёз в другое владение Надашдей. Здесь Эржебет родила дочь Анастасию, которую сразу же разлучили с матерью, дабы спасти от позора семью. Никаких документальных подтверждений существования ребёнка не было, что привело к выводу, что младенец был убит.

Обвинение

Расследование

Между 1602 и 1604 годом, после того, как слухи о зверствах графини Батори распространились по королевству, лютеранский служитель Иштван Мадьяри стал жаловаться на неё, как публично, так и при дворе в Вене[16]. Венгерским властям потребовалось некоторое время, чтобы начать реагировать на жалобы Мадьяри. Наконец, в начале 1610 года король Матьяш II назначил Дьёрдя Турзо, Палатина Венгрии, расследовать это дело. В марте того же года Дьёрдь нанял двух нотариусов для сбора доказательств[17]. В 1610 и 1611 году нотариусы получили показания более 300 свидетелей. Судебные записи включали показания четырёх обвиняемых, а также тринадцать свидетелей. Также были допрошены священники, дворяне и простолюдины. Среди свидетелей оказались кастелян и другая прислуга замка Шарвар.

По всем показаниям, первыми жертвами Эржебет Батори стали девочки-подростки, дочери местных крестьян, многие из которых были привлечены в Чейте предложением хорошо оплачиваемой работы в качестве служанок в замке. Позже графиня начала убивать дочерей мелкопоместного дворянства, которые были отправлены в её гинекей их родителями, чтобы девочки обучались придворному этикету. Также имели место похищения[18]. Зверства, описанные наиболее последовательно, включали в себя жестокие побои, сжигание или увечья рук, откусывание плоти от лица, рук и других частей тела, замораживание или голодную смерть[18]. Кроме того, на суде говорилось об использовании игл.

Некоторые свидетели называли родственников, которые умерли в доме графини. Другие сообщали, что видели следы пыток на телах, которые были захоронены на кладбищах и в других местах. Также два свидетеля (участники суда Бенедикт Дешео и Яков Силваши) своими глазами видели как графиня пытает и убивает молоденьких служанок[19]. По свидетельству подсудимых, Эржебет Батори пытала и убивала своих жертв не только в замке Чейте, но и в других владениях: Шарваре, Неметкерестуре, Пожони, Вене и так далее. В дополнение к подсудимым несколько человек были названы подручными Эржебет Батори, которые доставляли девушек в дом графини обманом или силой. Человеком, имевшим влияние на Батори, была названа некая Анна Дарвулиа, скончавшаяся задолго до суда.

Арест

Турзо попал в замок Чейте 30 декабря 1610 года и арестовал графиню Батори и четверых её слуг, которых считал её сообщниками: Доротью Шемтес, Илону Йо, Катарину Беницку и Яноша Уйвари (Ибиш или Фицко). Люди Турзо, по сообщениям, нашли одну девушку мёртвой и одну умирающей, и сообщили, что ещё одна женщина была найдена раненой, в то время как другие были заперты[5]. Графиню посадили под домашний арест.

Хотя обычно считается, что Батори была поймана с поличным во время пыток, этому мало доказательств. Первоначально Турзо сделал заявление для гостей Батори и сельских жителей, что он поймал её с поличным. Тем не менее, графиня была арестована и задержана до нахождения и предъявления жертв. Представляется наиболее вероятным, что вся идея Турзо обнаруживания Батори в крови, была приукрашена беллетристами.[20]

Турзо обсудил дальнейшее разбирательство с сыном Эржебет Палем и двумя её зятьями. Суд и казнь вызвали бы публичный скандал и опозорили благородную и влиятельную семью, которая в то время правила в Трансильвании; к тому же, значительная часть собственности Эржебет отошла бы короне. Турзо, вместе с Палем и зятьями Эржебет, первоначально запланировали отправить графиню в монастырь, но, поскольку распространились данные об убийствах Батори дочерей мелкой аристократии, было решено, что графиня Батори должна находиться под строгим домашним арестом и дальнейшего наказания следует избежать.[21]

Король Матьяш призвал Турзо предать Эржебет суду и предложил приговорить её к смертной казни, но Турзо удалось убедить короля, что такой акт может негативно повлиять на дворянство. Мотивация Турзо для такого вмешательства обсуждается учеными. Было установлено, что Матьяшу, таким образом, не придется погашать свою большую задолженность перед Эржебет.[22]

Суд

Суд над пособниками Батори начался 2 января 1611 года в Биче под председательством судьи Королевского Верховного суда Теодошиуша Ширмиеншиша из Суло и 20 помощников судьи. Десятки свидетелей и пострадавших, иногда до 35 человек в день, давали показания. В дополнение к свидетельствам, суд также рассмотрел обнаруженные скелеты и части трупов в качестве доказательств.

Точное число жертв Эржебет Батори неизвестно, и даже современные ей оценки сильно различались. В ходе судебного разбирательства, Шемтес и Фицо сообщили о 36 и 37 жертвах соответственно в период их службы у графини. Другие обвиняемые сообщали о 50 жертвах или более. Многие слуги замка Шарвар оценили число трупов, вывезенных из замка в пределах от 100 до 200 человек. Один из свидетелей, женщина по имени Шушанна, упомянула книгу, в которой Батори якобы хранила список в общей сложности более 650 жертв, и это число перешло в легенду[4]. Поскольку число 650 не могло быть доказано, официально было признано наличие 80 жертв[3]. Местоположение дневников Батори, в которых могла находиться информация, полезная суду, неизвестно, но 32 письма, написанных Батори, хранятся в венгерском государственном архиве в Будапеште[7].

Трое подсудимых — Шемтес, Йо и Фицко — были приговорены к смерти; приговор был исполнен незамедлительно. У Шемтес и Йо были оторваны пальцы раскалёнными щипцами, после чего обе служанки были сожжены на костре. Фицко, которого считали менее виновным, был обезглавлен, а тело было сожжено. Беницка была приговорена к пожизненному заключению, поскольку было доказано, что она была подавлена и подверглась издевательствам со стороны других женщин.

Последние годы и смерть

Местом заключения Батори был назван замок Чейте, где её поместили в одиночную камеру[23] (предположительно, её же комнату) и заложили окна и двери, оставив лишь небольшие отверстия для вентиляции и подачи пищи. Здесь Эржебет пробыла вплоть до своей смерти.

21 августа 1614 года вечером Эржебет пожаловалась своему стражу, что её руки холодны, однако он посоветовал графине прилечь. Эржебет легла спать, а утром была найдена мёртвой[24]. Графиня была похоронена в церкви Чахтице 25 ноября[24], но, по некоторыми данным, из-за протестов местных жителей, тело Эржебет было перенесено в поместье в Эчеде, где она родилась, и захоронено в семейном склепе[25]. Нынешнее местонахождение тела графини неизвестно[26].

Альтернативная версия

Некоторые авторы, такие как Ласло Надь и доктор Ирма Садецки-Кардош утверждают, что Эржебет Батори стала жертвой заговора[27][28]. Надь утверждал, что дело было в значительной степени мотивировано политикой. Теория вполне согласуется с венгерской историей того времени, когда существовал религиозный и политический конфликт: война с Османской империей, распространение протестантизма и расширение власти Габсбургов над Венгрией.

Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников по этой теме. Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над её прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили.

Однако, есть и многочисленные контраргументы, выдвинутые против этой теории[29]. Толчком к началу расследования преступлений Батори послужила жалоба от лютеранского служителя Иштвана Мадьяри[16]. Это не соответствует теории о том, что католики/Габсбурги выступили против протестантки Батори, хотя религиозная напряженность по-прежнему являлась возможным источником конфликта, поскольку Батори была сторонницей кальвинистов, а не лютеран[30]. При попытке признать Батори невиновной необходимо учитывать показания около 300 свидетелей, дававших их[19], как считают сторонники теории, будучи в состоянии моральной паники. Вещественные доказательства, собранные следователями, в том числе многочисленные тела мертвых и умирающих девушек, найденных, когда в замок вошёл Турзо, также должны быть приняты во внимание или опровергнуты[5]. Садецки-Кардош считает, что вещественные доказательства были преувеличены и Турзо исказил число мертвых и степень травм раненых девушек, считавшихся жертвами Батори, благодаря чему он значительно выигрывал в своих политических амбициях[28].

Образ в культуре

Литература

Эржебет Батори является героиней многочисленных исторических и литературных произведений:

  • Tragica Historia Ласло Туроци (1729)
  • Вечная юность Леопольда фон Захер-Мазох (1874)
  • Дьявольская повозка Шандора Маккаи (1925)
  • Báthory Erzsébet Калмана Вандора (1940)
  • Элизабет Батори, кровавая графиня Валентины Пенроуз (1962)
  • Кровавая графиня Алехандры Писарник (1968)
  • 62. Модель для сборки Хулио Кортасара (1968)
  • Настоящие вампиры в истории Дональда Глата (1971)
  • Правда о Дракуле Габриэль Роней (1972)
  • Дракула был женщиной. В поисках кровавой графини из Трансильвании Раймонда Макнелли (1984)
  • Хроники Элении Дэвида Эддингса (1989)
  • Дочь ночи Элани Бергстром (1992)
  • Эра Дракулы Кима Ньюмана (1992)
  • Кровавая графиня Йожо Нижнянского (1994)
  • Кровавая графиня Андрея Кодреску (1995)
  • Lord of the Vampires Жанна Калогридис (1997)
  • Она — Дракула Хавьера Гарсиа Санчеса (2002)
  • Кровавая исповедь Алисы Либби (2006)
  • The Trouble With the Pears Джии Батори (2006)
  • Death Note Another Note: The Los Angeles BB Murder Cases Нисио Исина (2006)
  • O Legado de Bathory Алехандре Эредиа (2007)
  • Unkarilainen taulu Микко Карппи (2008)
  • Война Колдуний. Ледяная пустыня (2008) и Война Колдуний: Проклятие Одии Майте Карранса
  • Дракула бессмертен Дейкра Стокера и Иена Холта (2009)
  • Én, Báthory Erzsébet (I, Elizabeth Báthory) Марии Сабо (2010)
  • Авраам Линкольн: Охотник на вампиров Сет Грэм-Смит (2010)
  • Холодная кровь Сайры Бонд (2011)
  • Проклятые Чака Паланика (2011)
  • Кровавые иллюзии Дианы Удовиченко (2013)
  • Графиня Дракула. Невероятная история Элизабет Батори Габриэль Готье (2013)
  • Кровавое Евангелие Джеймса Роллинса и Ребекки Кантрелл (2013)
  • Графиня Дракула Майкла Пэрри
  • Печать Луны Георгия Зотова
  • Графиня Ребекки Джонс
  • Хозяйка замка Чехтице Калмана Миксата
  • A Stab at Forever Майкла Анджело-Пейджа
  • Батори: Мемуары графини А. Мордо
  • This Rough Magic и Much Fall of Blood Эрика Флинта, Дейва Фрира и Мерседес Лейки
  • Rumfuddle Джека Вэнса
  • Sanguinarius Рэя Рассела
  • Дочь Луны Джозефа Куртина
  • Кровавая графиня Тары Мосс
  • Серия The Vampire Huntress Legend Series Лесли Эсдейл Бэнкс
  • Серия Хроники Владимира Тода Хизер Бревью
  • Серия The Parasol Protectorate Гейл Кэрриджер

Поэзия

  • Báthori Erzsébet Яноша Гараи.
  • Báthory Erzsébet: történeti beszély két énekben Шандора Вацотта (1847)
  • The Blood Countess, Erzsébet Báthory of Hungary (1560—1614: A Gothic Horror Poem of Violence and Rage) Роберта Петерса
  • The cockerel’s waltz by Warwickshire poet Шиан Лавинии Анаис Валерианы

Комиксы и манга

Пьесы

  • Эржебет Батори: Историческая трагедия в пяти актах Золтана Балога (1865)
  • Алжбета Грозная Станислава Штепки (1975; постановка в Radošinské Naive Theatre, Братислава, Чехословакия)
  • Эржебет Батори Андраша Наги (1985)
  • На службе у красоты Сэма Сежавки (1994)
  • Bloody Countess — Take me home tonight Жанины Мирчевски (1994)
  • UNDEAD Dreams of Darkness Дэвида Неварреза (1998)
  • Transylvania no Mori — Shin Toujou! Chibimoon wo Mamoru Senshitachi (2000)
  • Батори Майнана Кинга (2000)
  • Эржебет Майкла Стивера (2004)[31]
  • Вампирша Чеда Салаты (2005; опера)
  • Батори: Кровавая графиня Джона ДиДонны (2007; The Empty Spaces Theatre Co)
  • Батори: Новый мюзикл Дэвида и Даниэль Левинсонов (2010)

Радио

Биография графини Елизаветы Батори, жившей в XVII веке в Австро-Венгрии, в разных видах экранизировалась кинематографистов еще с 1956 года — тогда был снят фильм «Вампиры» режиссера Марио Бава, в основу которой легла в том числе и эта страшноватая историческая легенда. По одной из ее версий, графиня после смерти мужа Ференца Надашдя, впала в патологический страх утраты молодости и стала периодически убивать молодых девушек и принимать ванны из их крови. По другой — подверглась гонению и оговору как глава протестантов Западной Венгрии. Так или иначе, считается, что в своем Чахтицком замке (сейчас находится на территории Словакии) она убила примерно 650 девушек, однако большая часть подлинных документов о графине была уничтожена. Впрочем, кинематографистам это скорее на руку — в отсутствие реальных фактов они и по сей день продолжают фантазировать о жизни кровавой леди. Какие еще интресные фильмы о графине вы могли бы добавить? Графиня Дракула, 1971. Режиссер Петер Шашди Самая классическая экранизация основной версии биографии Батори — фильм ужасов, основанный на книге Валентины Пенроуз «Кровавая графиня». Элизабет решает, что начала утрачивать молодость и сексуальную привлекательность. Она уговаривает управляющего замком — и по совместительству бывшего любовника — поспособствовать ей в похищениях молодых девушек. Параллельно Элизабет заводит роман с молодым лейтенантом, выдавая себя за собственную дочь. Однако со временем он, конечно, узнает о ее жутких преступлениях. В главных ролях сыграли Ингрид Питт («Плетеный человек» и «Там, где гнездятся орлы») и Найджел Грин («Досье Ипкресс»). Кровавая графиня — Батори, 2008. Режиссер Юрай Якубиско «Чем меньше доказательств, тем больше легенд…» гласит слоган этого фильма. Экранизация альтернативной версии жизни кровавой графини, в соответствии с которой она подверглась гонениям и была оговорена, так как являлась не только влиятельной дворянкой, но и главой протестантов Западной Венгрии. По этой версии, большинство улик против графини было сфальсифицировано венгерским палатином Дьердем Турзо, который хотел заполучить в свои владения часть земель Батори. Любопытно, что в фильм зачем-то был введен как персонаж известный художник Мериси Караваджо, который в реальности никогда не пересекался с Батори. Графиня, 2008. Режиссер Жюли Дельпи В том же году вышел третий фильм Жюли Дельпи — известной французской актрисы, любимицы режиссера Ричарда Линклейтера, («Перед рассветом», «Три цвета: Белый», «Перед закатом»). Актриса сама написала сценарий, срежессировала картину и сыграла в ней главную роль. Сюжет фильма снова отсылает к первой версии биографии Батори, но с некоторыми оговорками. Графиня влюбляется в мужчину сильно моложе себя, а тот, в свою очередь, после недолгого романа ее бросает. Элизабет сходит с ума, подозревая, что во всем виновата более молодая соперница — и решает, что кровь девственниц поможет ей вернуть былую красоту. В главных ролях помимо самой Дельпи сыграли Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин!», «Гонка», «Бесславные ублюдки») и оскароносец обладатель Уильям Херт («Поцелуй женщины-паука», «Дети тишины», «Истинные ценности»). Аморальные истории, 1974. Режиссер Валериан Боровчик Французская картина Валериана Боровчика состоит из четырех эротических новелл, не связанных между собой. Третья, озаглавленный «Эржебет Батори» повествует о той самой графине-убийце. Новелла длиной в полчаса, в основном, состоит из сцены пира, на котором из целой толпы обнаженных веселящихся девушек стража выдергивает нескольких. Графиня долго принимает в кровавой ванной, при этом камера акцентирует интимные части тела. В главной и единственной роли в своей жизни в этой новелле сыграла Палома Пикассо — младшая дочь испанского художника Пабло Пикассо, французский модельер и ювелирный дизайнер Tiffany & Co. «Аморальные истории» стали первым эротическим фильмом, который показали по французскому телевидению. Кровавая леди Батори, 2015. Режиссер Андрей Конст Триллер совместного производства США и России со Светланой Ходченковой и Павлом Деревянко в главных ролях от продюсера «Паранормального явления» и «Астрала». Полнометражный дебют режиссера Александра Конста и сценариста Мэттью Джейкобса вновь рассказывает кровавую историю леди Батори. Отличий от классической в ней, судя по всему, немного — разве что качество картинки и масштаб происходящего на экране, недаром на дворе 2015 год. Кроме того, Светлана Ходченкова, в отличие от предыдущих Батори, почему-то охотится не за девушками, а за девочками, совсем детьми. Кажется, этот фильм снят, чтобы убедить современных историков в их сомнениях относительно масштаба патологии личности Батори: по сюжету, героиня Ходченковой не один день гоняется с ножом по замку за одной единственной девочкой. Что придает картине некоторый, совершенно неуместный в контексте первоисточника, комизм.

Дело Чахтицкой пани

Кровавая леди Батори, Андрей Конст, 2015

Ив Мольер ругает “Кровавую леди Батори”.

Эржебет Батори из Эчеда, она же Альжбета Баторова-Надашдь, она же Елизавета Батори – венгерская графиня из знаменитого и влиятельного рода, которая прославилась самой массовой убийцей в истории человечества благодаря страшному числу – 650. Именно столько людей досрочно отправила к праотцам «кровавая графиня», по своей известности едва не превзошедшая Владислава Цепиша. Красивая, вечно молодая, умело и жестко управляющая своими подданными, Батори превратилась в темный силуэт в тумане истории, будучи окруженной сотнями сплетен, легенд и слухов. Её рисуют демонессой, которая купалась в крови девственниц и втирала детскую кровь себе в лицо, чтобы кожа оставалась мягкой и аристократически бледной. По описаниям свидетелей, графиня и её приближённые издевались над похищенными, прижигали их тела каленым железом, выгоняли голыми на мороз и обливали водой, вводили под кожу иглы и откусывали куски плоти. Зверства Батори описывали наперебой триста различных свидетелей, среди которых были слуги Эржебет, чьих дочерей она пытала и убивала в темных подземельях своих владений. Чтобы подолгу не разыскивать «расходный материал» для косметических процедур и развлечений, графиня велела организовать придворную школу для девушек, где бедняжек обучали этикету и манерам, а ночами нещадно шинковали.

“Кровавая леди Батори”, рецензия

Такую ипостась Чахтицкой пани знает большая часть земного шара – убийца, попавшая в Книгу рекордов Гинесса. Для историков же Батори остается загадкой, а её «громкое дело» нередко называют фальсификацией с целью свергнуть влиятельную правительницу. Книги преступлений графини, о которой упоминали служанки на суде, никто так и не обнаружил, свидетели неоднократно меняли показания, а заинтересованных в смерти Эржебет было куда больше, чем заступников. Никто не сомневался в непревзойденном уме Батори, её умении править и её несказанном влиянии на союзников Венгрии. Допустимо ли было считать, что графиня сошла с ума от измен мужа и пыталась вернуть себе молодость или же практиковала черную магию, – открытый вопрос.

Эржебет не раз становилась героиней кинолент, причем каждый раз её личность освещалась с иной стороны. Мать, правительница, жена, любовница, воительница или убийца – в многогранности ей невозможно отказать. Однако для русско-американского союза творцов Батори оказалась простой, как три копейки, изящной, но капризной девицей с вечно застывшей меланхоличной судорогой на лице. Светлана Ходченкова нервно меряет покои шагами и кушает яблоки с ножа, разговаривает вкрадчивым голосом и вызывает к себе неоднозначную симпатию, пока сюжетная линия ядовитым змеем скуки обвивается вокруг второстепенных персонажей и их скучного быта, в котором зритель погрязнет уже к середине ленты и перестанет понимать, о чем же он все-таки смотрит кино. Краеугольная личность истории задвинута на второй план (очевидно, фанатично рисует цветные картинки в книге, которая больше похожа на детскую раскраску), а цыгане, брат и сестра, попавшие в приют при королевском дворе, отказываются есть кашу и испытывают трудности в общении со сверстниками.

«Кровавая леди Батори» пышет новомодными трендами – бледная холодная цветовая гамма, мхатовские паузы, много проникновенных взглядов в глаза, фанатичная детализация – ветки, листья, травинки, камни и драгоценности. Менее скучным кино от этого не становится, напротив, действует, как ретро-колыбельная, укачивая своим мыканьем по и без того излишне прямой и очевидной сюжетной линии.

«Кровавая леди Батори» пышет новомодными трендами – бледная холодная цветовая гамма, мхатовские паузы, много проникновенных взглядов в глаза, фанатичная детализация – ветки, листья, травинки, камни и драгоценности. Менее скучным кино от этого не становится, напротив, действует, как ретро-колыбельная, укачивая своим мыканьем по и без того излишне прямой и очевидной сюжетной линии. Отчего графиня «кровавая» и вовсе не ясно. Описанные в прологе зверства Эржебет в фильме никак не освещаются (видимо, в тот свой жизненный период леди была занята делами государственными и до убийств и пыток не снисходила) – эдакая тихая и мирная маньячка в период своего максимального затишья. Откровенно слабые актерские работы перемежаются с фатальным бездействием сценаристов, не прописавших достойные диалоги. Общение между героями строится на примитивных простых конструкциях и просьбах «пойти», «принести», «убежать», притом зрителя держат за откровенного идиота, по нескольку раз повторяя ему очевидное. Сэкономили даже на декорациях – столы с яствами завалены восковым виноградом и пластиковыми зелеными листочками, а свободное пространство завалено посудой, комнаты в замке все, как одна, тот еще подвал, а самый красивый предмет интерьера – ванна, ни разу не наполненная кровью, о которой так кричали создатели, щедро фотошопя её на постере.

Эржебет Батори — злодеяния кровожадной графини. Вампиризм image История Эржебет Батори, графини Надашди, окутана мраком. Известно о ней очень немного. Однако в свое время она наводила ужас на окрестных жителей. Впервые документальные подтверждения ее злодеяний были обнаружены в 1729 г. В архиве города Будапешта. Пролежали они там почти 100 лет под грудой других бумаг. Эржебет была замужем за графом Ференцем Батори, в браке родила ему четверых детей. Сама она была не очень образованна, но, по свидетельству современников, обладала живым умом и яркой внешностью. Светского общества графиня старалась избегать, любила в одиночестве ездить верхом, часто надевала для прогулок простое крестьянское платье. Когда дети графини выросли и были устроены, а муж ее скончался, Эржебет Батори взяла в свои руки управление всем хозяйством. Делала она это довольно жестко, всегда оставаясь твердой и решительной со слугами. За любую небольшую провинность она их строго наказывала. Все началось в тот момент, когда графине исполнилось 50 лет. Однажды, проснувшись утром и взглянув на себя в зеркало, графиня пришла в ужас. На нее смотрела стареющая дама, склонная к полноте, с бесформенной талией и отвисшей грудью. На лице Эржебет Батори увидела множество морщин, прекрасные черные волосы поседели. Женщина поняла, что вся ее былая красота осталась в прошлом. Графиня Эржебет Батори знала, что в одном из близлежащих селений живет знахарка, которую многие подозревали в колдовстве. Решив, что эта ведьма непременно сможет остановить ее старение, она немедленно приказала привести ее к себе. Старуха ежедневно готовила для графини специальное зелье из трав, в котором та принимала ванны, погрузившись в дубовую бочку по самый подбородок. В бочке с зельем Эржебет Батори проводила полдня. В это время женщина массировала ей лицо омолаживающими мазями и бальзамами. При этом знахарка постоянно шептала заговоры и молитвы от болезней и для возвращения молодости и красоты. Кроме того, колдунья велела графине каждое утро приходить на лесную поляну, раздеваться и кататься по траве до тех пор, пока не сойдет роса. Нужно отметить, что колдовство помогло графине: кожа ее начала приобретать прежний цвет и упругость, морщины стали исчезать. Но однажды она вновь пристально взглянула на свое отражение и с ужасом поняла, что старение вовсе не остановилось. Придя в бешенство, графиня вызвала к себе знахарку и начала ее избивать. Жестокость графини вынудила старуху признаться, что надежда вернуть молодость еще есть. Нужно только чередовать ванны с отварами и со свежей кровью молодых девушек. КУПАНИЯ в человеческой крови практиковались еще Лукрецией Борджиа, дочерью Родриго Борджиа, ставшего впоследствии римским папой Александром VI. По дошедшим до наших дней рассказам Лукреция смогла пережить трех мужей и при этом оставалась молодой и красивой. Она регулярно принимала ванны с кровью невинных девушек и дожила до глубокой старости, сохранив внешность юной девы. Графиня Эржебет Батори не пришла в ужас от такого рецепта сохранения молодости, наоборот, она задумалась. Что стоят жизни каких-то деревенских девок по сравнению с молодостью и красотой знатной дамы? Тогда одной из доверенных служанок Эржебет Батори поручила найти и привести к ней в замок нескольких невинных девушек. Девушки были доставлены, но графиня не отважилась сразу же принять ванну. Она представила себе бочку, заполненную липкой кровью и не смогла удержаться от тошноты. Тогда она решила приучить себя к виду крови, жестоко истязая своих жертв. Постепенно графиня стала привыкать к крови. Она начала получать удовольствие от ее вида и запаха. По слухам, она откусывала жертвам соски, прокусывала артерию и пила живую кровь. Практически все ее девушки были замучены до смерти. Их трупы слуги стаскивали в подземелье. Кровавые ванны оказали свое действие. От реальной возможности вернуть былую красоту и молодость графиня совсем потеряла голову. Пытки и убийства служанок были поставлены на поток. Вскоре поползли слухи о том, что у графини Батори очень часто умирают служанки, причем не по одиночке. Иногда хоронили до 12 человек сразу. Такую напасть нужно было как-то объяснять, чем и занималась особо доверенная служанка Эржебет Батори, ее ключница по имени Дора Сентеш. Эта женщина обладала огромной физической силой, именно она выносила и прятала трупы девушек. Когда ей задавали вопросы по поводу пропавших служанок, она отвечала по-разному: то вдруг на замок графини нападал внезапный мор, то нанятые девушки оказывались никудышными служанками и были якобы возвращены домой. Вместо исчезнувших девушек привозились другие. Они в свою очередь через 1-2 недели также бесследно исчезали. Расследование происходящего в замке Эржебет Батори началось после того, как стали пропадать девушки из дворянских, но бедных семей. Графиня лично объехала 25 дворян, имеющих незамужних дочерей, и уговорила родителей отдать их ей на воспитание. Она обещала обучить их этикету, хорошим манерам и прочим премудростям для достижения успеха в свете. Девушки прибыли в замок и исчезли навсегда. Расследование завершилось полным разоблачением кровавой графини и ее помощников. Были обнаружены записи, сделанные самой Эржебет Батори, где есть отметки о 610 девушках. Из найденных протоколов допросов свидетелей по делу чудовища из Чейте стало известно, что Эржебет Батори «занималась кровопусканием, купалась в крови, но перед тем девушкам отрезали пухлые части тела, разрывали рты, прикладывали к животу раскаленные ложки, обжигали свечами половые органы жертв». Суд признал, что графиня и ее слуги занимались «страшными злодеяниями против женской невинной плоти». Помощников Эржебет Батори приговорили к жестокой казни с вырыванием пальцев железными щипцами и сожжению на костре живьем. Одному из слуг, активно помогавшему графине, отрубили голову, тело расчленили и сожгли. Сама же виновница злодеяний осталась жить. Суд не счел возможным приговаривать к смертной казни особу столь высокого происхождения. Остаток жизни она провела в темнице своего собственного замка под присмотром слуг и служанок. Ее никто не беспокоил, каких-либо лишений и невзгод она не испытывала. Эржебет Батори, кровавая графиня Надашди, племянница блистательного короля Стефана Батория тихо скончалась в ночь с 14 на 15 сентября 1614 г. В окружении родных и близких людей. Просмотров: 19515

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Татьяна Лапшаева
Нефролог, врач высшей категории, стаж более 20 лет
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий