Возможности электроэнцефалографии в диагностике органических поражений ЦНС

Волгоградский государственный медицинский университет

Среди проблем клинической неврологии шейный остеохондроз является одной из весьма актуальных. Это определяется высокой частотой данной патологии, а также тем обстоятельством, что она нередко развиваемся у лиц молодого возраста, являясь частой причиной временной утраты трудоспособности. При этом, исходя из доказанного факта высокой частоты родовых повреждений позвоночника с локализацией чаще всего именно в его шейном отделе [8] следует ожидать значительной распространенности дистрофических процессов в межпозвонковых дисках в подростковом возрасте. В связи с этим вызывают особый интерес характеристики протекания остеохондроза в подростковом возрасте, а также их влияние на онтогенез структур головного мозга [7].

Целью нашего исследования стало установление особенностей биоэлектрической активности головного мозга подростков с диагнозом: остеохондроз шейного отдела позвоночника.

Материалы и методы. Было проведено неврологическое исследование 112 подростков мужского пола с шейным остеохондрозом в сравнении с контрольной группой 56 практически здоровых подростков. Для выяснения функционального состояния центральной нервной системы подростков с шейным остеохондрозом было проведено электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование [1]. Полученные показатели электроэнцефалограммы сравнивались с аналогичными данными в группах здоровых подростков (56 человек), а также взрослых пациентов с остеохондрозом шейного отдела позвоночника (34 человека). Достоверность различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок, с использованием стандартных функций программы Microsoft Excel. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался равным 0,05.

Результаты исследований. В течение 2013-2014 г. среди обратившихся в неврологическое отделение подростков мужского пола в возрасте 11-16 лет при обследовании в 332 случаях был диагностирован остеохондроз позвоночника. При этом остеохондроз поясничного отдела был диагностирован в 30,1% случаев, грудного — в 18,1%, шейный — в 51,8% случаев. Таким образом, преобладание в этой группе подростков с шейной формой данной патологии и определило исследование ее особенностей. Сравнение исследуемых групп по ряду параметров ЭЭГ-обследования приведено в табл. 1.

Таблица 1. Особенности электроэнцефалограммы в группах подростков и взрослых с остеохондрозом шейного отдела позвоночника, а также взрослых с остеохондрозом шейного отдела позвоночника

image

Примечание: * — статистически значимые различия (р<0,05) с контрольной группой здоровых подростков.</em>

Можно видеть, что исследуемая группа подростков не имеет значительных отличий от контрольной по какому-либо показателю альфа-ритма. Следует отметить, что в указанной возрастной группе даже для здоровых детей было характерно до 30% случаев сглаженности градиента альфа-ритма. В группе детей с шейным остеохондрозом сглаженность градиента отмечалась в 44,4%, нарушение – в 33,3% случаев.

Достоверные отличия по представленности бета-ритма не отмечались. При этом отмечалось заметное преобладание медленноволновой активности по сравнению с контролем. Так, наиболее заметным было преобладание индекса дельта-активности, а также амплитуды тета-волн, превосходившие аналогичные показатели в контрольной группе на 35% и 47,1% соответственно.

Говоря об особенностях электроэнцефалограммы взрослых больных с шейным остеохондрозом, следует сказать, что она заметно отличается от таковой у подростков. Так, здесь регистрируется диффузная или локальная дезорганизация коркового ритма, которая проявляется десинхронизированой ЭЭГ, умеренной деформацией альфа- и бета-ритма с нарушением зональных различий основного ритма, снижением суммарной выраженности альфа и тета-ритмов и с увеличением выраженности бета-ритма. Наиболее выражен бета-ритм был в лобной, теменно-центральной и височной долях, со снижением в правой затылочной зоне. При гипервентиляции в этой группе отмечались также единичные и групповые колебания генерализованных разрядов, гиперсинхронизация и дисинхронизации исходного ритма ЭЭГ. Выявленные изменения ЭЭГ позволяют предположить нарушение метаболических процессов и церебральной гемодинамики в клетках коры и глубинных структурах головного мозга (гипоталамус, лимбико-ретикулярная система) [5].

Для того чтобы полученные данные о показателях основных частот электроэнцефалограммы можно было привязать к конкретным структурам головного мозга и выяснить в каждом случае источник биоэлектрической активности, на следующем этапе обследования нами была использована методика трехмерной локализации дипольного источника [3].

Проводилось исследование локализации дипольного источника по записи ЭЭГ на тех частотах, на которых различие между исследуемой и контрольной группами было достоверным. Полученные данные представлены в табл. 2. Приведенные результаты отражают достоверно точную локализацию преобладания исследуемого ритма ЭЭГ в разных отделах мозга. Во всех случаях учитывались данные с коэффициентом достоверности не менее 95%.

Таблица 2. Результаты исследования источника биоэлектрической активности различных частот методом трехмерной локализации дипольного источника в группе подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника

image

Приведенные в табл. 2 данные позволяют привязать составляющие ЭЭГ-спектра, по которым имеется достоверное различие между контрольной группой и группой подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника, к различным структурам мозга.

Так, можно видеть, что в исследуемой группе основным источником дельта-активности является каудальный ствол, при этом тета-активность в основном генерируется в области диэнцефальных структур. Учитывая данные табл. 2, можно предположить, что в данном случае имеет место повышение активности как стволовых, так и диэнцефальных структур.

Проведение функциональной пробы на реакцию активации (открывание — закрывание глаз) выявило особенности реакции альфа-ритма в различных группах, приведенные в табл. 3. Можно видеть, что наиболее выраженной особенностью реакции на эту пробу является ослабление реакции активации. Причем в группе подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника эта особенность встречается втрое чаще, чем в контрольной.

В ходе ЭЭГ-обследования во всех группах проводилась ритмическая фотостимуляция на различных частотах. Особенности усвоения ритмов в исследуемых группах представлены в таблице 4.

Таблица 3. Особенности реакции альфа-ритма на функциональную пробу «открывание-закрывание глаз» в группах здоровых подростков и подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника

Таблица 4. Особенности усвоения ритмов при фотостимуляции в группах здоровых подростков и подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника

Анализируя приведенные в табл. 4 данные, можно видеть, что для контрольной группы было характерно расширение границ усвоенных ритмов в сторону большей представленности альфа-частот (8, 10, 12 Гц). В то же время даже в этой группе достаточно широко представлено усвоение низких частот (4 Гц), в том числе и с образованием гармоник к ним (8 Гц). В группе подростков с шейным остеохондрозом альфа-ритм усваивался только на частоте его нижней границы (8 Гц), в то же время в 22,2% случаев фотостимуляция 4 Гц вызывала навязывание гармонической частоты 12 Гц.

Во всех группах проводилась также функциональная проба с гипервентиляцией. Особенности реакции на гипервентиляцию приведены в табл. 5-7. В таблицах обозначены область преобладания ритма (Локализация), повышение индекса по сравнению с предыдущей пробой отдельно для 3 диапазонов амплитуд: 25-40 мкВ, 40-100 мкВ и свыше 100 мкВ: а также максимальная амплитуда волн (магнитуда).

Таблица 5. Особенности реакции на гипервентиляцию в группах здоровых подростков и подростков с шейным остеохондрозом (первая минута)

Таблица 6. Особенности реакции на гипервентиляцию в группах здоровых подростков и подростков с шейным остеохондрозом (вторая минута)

Таблица 7. Особенности реакции на гипервентиляцию в группах здоровых подростков и подростков с шейным остеохондрозом (третья минута)

Данные табл. 5 позволяют видеть, что в исследуемых группах первая минута гипервентиляции в большинстве случаев не вызывает резких изменений характера биоэлектрической активности. У подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника отмечалось заметное по сравнению с контрольной группой увеличение индекса дельта-активности, но оно осуществлялось за счет низкоамплитудной (25-40 мкВ) составляющей.

На второй минуте гипервентиляции даже в контрольной группе отмечались вспышки тета-волн амплитудой до 100 мкВ, в исследуемой же группе можно было зарегистрировать вспышки медленных волн (в основном тета-диапазона) амплитудой до 150-200 мкВ. Обратило на себя внимание то, что здесь тета-ритм преобладал в лобно-центральных областях, демонстрируя выраженную заинтересованность диэнцефальных структур [4].

Необходимо отметить важный фактор, выявленный в исследуемой группе на второй минуте гипервентиляции. Это реакция на данную пробу альфа-ритма, проявляющееся в его гиперсинхронизации с повышением амплитуды и, в ряде случаев, приобретении им вспышечного характера. Так, у подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника альфа-ритм затылочной либо теменно-затылочной локализации достигал амплитуды 155 мкВ.

Третья минута гипервентиляции характеризовалась дальнейшим нарастанием индекса медленных волн. Наиболее заметными изменениями были нарастание вспышек тета-волн (иногда достигающих амплитуды 200 мкВ), что свидетельствует о выраженном нарушении регуляции со стороны лимбико-диэнцефальных структур, а также усиление лобно-центральной бета-активности в 16% случаев в исследуемой группе.

Таким образом, говоря об особенностях биоэлектрической активности головного мозга у подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника, можно отметить следующее. Исследуемая группа имеет значительных отличий от контрольной по показателям альфа-ритма. В группе подростков с шейным остеохондрозом сглаженность градиента отмечалась в 44,4%, нарушение – в 33,3% случаев. Достоверных отличий по представленности бета-ритма также не отмечались. Зато было выявлено заметное преобладание медленно-волновой активности по сравнению с контролем. Так, наиболее заметными было преобладание индекса дельта-активности, а также амплитуды тета-волн, превосходившие аналогичные показатели в контрольной группе на 35% и 47,1% соответственно. При этом можно видеть, что в исследуемой группе основным источником дельта-активности является каудальный ствол, а тета-активность в основном генерируется в области диэнцефальных структур. Это позволяет предположить, что у исследуемых подростков имеет место повышение активности как стволовых, так и диэнцефальных структур [9].

Наиболее выраженной особенностью реакции на пробу «открывание-закрывание глаз» является ослабление реакции активации. При ритмической фотостимуляции в группе подростков с шейным остеохондрозом альфа-ритм усваивался только на частоте его нижней границы (8 Гц), в то же время в 22,2% случаев фотостимуляция 4 Гц вызывало навязывание гармонической частоты 12 Гц.

Говоря о пробе с трехминутной гипервентиляцией, можно заметить, что со второй минуты в исследуемой группе отмечаются признаки гиперсинхронизации как основного ритма, так и появление гиперсинхронных вспышек медленных волн [2].

Таким образом, изменения на электроэнцефалограмме подростков с остеохондрозом шейного отдела позвоночника позволяют предположить усиление у них активности как стволовых, так и диэнецефальных структур при снижении активности коры головного мозга [6]. Эти изменения заметно отличаются от электроэнцефалограммы взрослых больных с шейным остеохондрозом, для которых наиболее характерна была дезорганизация коркового ритма, что позволило предположить в этом случае нарушение метаболических процессов и церебральной гемодинамики в первую очередь в клетках коры, а затем уже в глубинных структурах головного мозга (гипоталамус, лимбико-ретикулярная система).

Увеличьте свою работоспособность, улучшите память, концентрацию и внимание

Достижение целей, прилив сил, выполнение планов на работе, отсутствие депрессии и упадка сил — это не лозунг коуч-специалиста, это твои возможности. Для этого всего лишь нужно 2 раза в день…

Узнай подробности>>

Содержание

Нормальная биоэлектрическая активность мозга (БЭА) может подвергаться изменениям, причиной которых становятся ранее перенесённые заболевания или травмы. Эти изменения могут проявляться локализовано в той или иной области мозга. А могут иметь диффузный характер – то есть, распространяться на весь мозг в целом без чёткого определения источника изменения, нарушая проходимость электрических импульсов более-менее равномерно во всех областях мозга. В этом случае говорят о дезорганизации биоэлектрической активности головного мозга. Но чтобы зафиксировать диффузные изменения биоэлектрической активности мозга необходимо подтверждение ряда характерных симптомов и специфических показателей электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Считается, что биоэлектрическая активность головного мозга дезорганизована, если проявляются внешние признаки, отражённые в поведении и реакции больного, а также если эти изменения подтверждает или предваряет аппаратная диагностика. Зачастую биоэлектрическая активность мозга сначала тестируется аппаратным методом, после чего возникают подозрения, и уже потом больные обращают внимание на поведенческие и когнитивные симптомы:

  • резкие смены настроения от хорошего к плохому – и наоборот,
  • снижение самооценки,
  • утрата интереса к прежним увлечениям,
  • замедление выполнения привычной работы,
  • быстрое возникновение усталости при выполнении даже элементарных действий.

В целом анамнез при общемозговых изменениях БЭА характерен и для других заболеваний ЦНС. Человек описывает своё состояние как общее недомогание и может не соотнести симптомы с первыми признаками диффузных изменений БЭА (особенно если перечисленные выше симптомы сопровождаются головокружениями и головными болями, «скачущим» давлением). Иногда подобные изменения сопровождаются признаками дисфункции диэнцефально-стволовых структур, что тоже проявляется в жалобах на плохое самочувствие.

Если диффузные изменения выражены значительно, и если фиксируется существенное понижение порога судорожной готовности, то считается, что человек предрасположен к эпилепсии.

ЭЭГ

Распространённые причины изменений – атеросклероз, энцефалит, менингит, токсические поражения мозга, – как правило, отражаются в некрозе ткани, воспалениях, отёках, появлении рубцов. А эти патологии в свою очередь, регистрируются с помощью ЭЭГ. При общемозговом поражении на ЭЭГ регистрируются патологические процессы трёх типов, самым значимым из которых считается первый, но диагноз ставится при наличии всех трёх признаков патологического процесса, а именно:

  • полиморфной полиритмической (множественность ритмов) активности при условии отсутствия регулярной доминирующей биоэлектрической активности,
  • нарушении нормальной организации электроэнцефалограммы, что находит выражение в нерегулярной асимметрии с одновременными нарушениями в распределении основных ритмов ЭЭГ, совпадениях волн по фазе в симметричных отделах головного мозга, амплитудных взаимоотношениях,
  • диффузные патологические колебания (альфа, дельта, тета, превышающие нормальные амплитуды).

Нередко в ЭЭГ преобладают признаки симптомокомплекса, который появляется при поражениях гипоталамуса и гипофиза (диэнцефальный синдром). Расшифровка показаний ЭЭГ не позволяет увидеть причину появления аномальных данных. Небольшой сбой в БЭА при диагностике с помощью ЭЭГ может фиксироваться и у здорового человека.

Примеры заключения по ЭЭГ:

  • «Значительные диффузные изменения БЭА головного мозга, связанные с дисфункцией срединных структур. Снижение порога судорожной готовности. Фокус патологической активности, включая пароксизмальную, в правой лобно-височной области».

Это означает, что существует предрасположенность к эпилепсии и судорожному синдрому. Есть очаги в коре мозга, проявляющие повышенную БЭА, что может приводить к различным видам эпилептических припадков.

  • «БЭА мозга несколько дезорганизована. Во время гипервентиляции регистрируются вспышки заостренных тета- и альфа-волн, деформированных единичных комплексов во фронтальных отведениях по типу «острая-медленная волна». Выраженной межполушарной асимметрии не зафиксировано».

Данный результат совместно с результатами РЭГ, говорящими о сохранении снижения пульсового кровенаполненияпри функциональных пробах, выявляет признаки нарушения кровообращения в мозге.

  • «Альфа-ритм над обоими полушариями. Амплитуда – до 101мкВ справа и до 99 мкВ слева. Максимальная – 57мкВ справа и 54 мкВ слева. Доминирующая частота – 9,6 Гц с доминированием альфа-ритма в затылочных отведениях. Медленные тета-волны над обоими полушариями. В передне-лобном отделе – 53 мкВ, в лобном –56мкВ, в теменном –88мкВ, в центральном – 81мкВ, в задне-височном – 55 мкВ. Признаки умеренной стадии ирритации срединных структур мозга и коры. Пароксизмальной активности и устойчивой межполушарной асимметрии не зарегистрировано».

Трактовка: раздражение коры головного мозга (ирритация), может говорить о нарушении функций коры, – подобное изменение данных ЭЭГ характерно при нарушении кровообращения в разных отделах мозга. В такой ситуации желательно лично консультироваться с неврологом.

Для уточнения и выявления катализаторов отклонения применяют магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Магнитно-резонансная томография

При дезорганизации биоэлектрической активности причины отклонений существуют, даже если они сразу неочевидны. Их и помогает выявить МРТ. Атеросклероз сосудов выявляется путём проведения ангиографии. Томография демонстрирует ирритативные изменения, причиной которых стала опухоль, помогает установить природу новообразований.

Общемозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга могут быть вызваны следующими факторами:

  • Химико-токсичное и радиационное поражение мозга. Токсические отравления, приводящие к дезорганизации, чаще всего являются необратимыми, отражаясь на способности человека выполнять повседневные дела. Такие формы поражений провоцируют тяжёлые формы диффузных изменения биоэлектрической активности головного мозга.
  • Травмы головы и сотрясения мозга. Здесь интенсивность изменений зависит от тяжести нанесённых повреждений: чем сильнее повреждение, тем заметнее результат. При незначительных и умеренных диффузных изменениях биоэлектрической активности головного мозга организм ощущает незначительный дискомфорт, а импульсная проводимость восстанавливается без длительного лечения.
  • Воспалительные процессы (в том числе, вызванные вирусной инфекцией). Для воспалений, связанных с менингитом и энцефалитом, характерны нерезкие общемозговые изменения БЭА.
  • Атеросклеротические проблемы сосудов. Состояние зависит от степени поражения сосудов. Для начальной стадии характерны легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга. Но с увеличением площади сосудистого поражения и отмирания тканей нарушения нейронной проводимости прогрессируют.
  • Сопутствующие нарушения. К таким относятся проявления патологий регуляторного характера. Распространены случаи, связанные с повреждениями гипоталамуса, гипофиза. Изменения могут быть вызваны и некорректной работой иммунной системы.

Грубые выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга, как правило, становятся следствием рубцевания, некротических трансформаций, расширения воспалительных процессов и мозгового отёка. Такие нарушения проводимости сигналов являются неоднородными, и неустойчивость БЭА в сложных случаях всегда сопровождается патологиями гипофиза и гипоталамуса.

Умеренные изменения биоэлектрической активности головного мозга опасны своими осложнениями. Последующие стадии при размягчении или уплотнении мозговой ткани и появлении новообразований трансформируются в онкологические заболевания, диффузный склероз и другие необратимые процессы. Чтобы их не допустить, лечение нужно проводить ещё на стадии обнаружения легких изменений биоэлектрической активности головного мозга. Лечение умеренной и попытка уменьшить последствия последней стадии патологических изменений производится только в специализированных медучреждениях.

Часть причин возникновения общемозговых изменений БЭА носит неконтролируемый характер (травмы, отравления, облучение). Однако несколько причин относительно просто устранить путём применения профилактических мер.

Поскольку одной из самых частых причин диффузных изменений является атеросклероз сосудов, профилактической и терапевтической мерой здесь будет коррекция образа жизни, питания и применение препаратов, которые:

  • улучшают состояние стенок крупных и мелких сосудов, сохраняя их эластичность,
  • снижают степень слипания эритроцитов,
  • устраняют холестериновые отложения и другие липидные накопления,
  • предотвращают разрастание фиброзных волокон,
  • улучшают функцию эндотелия.

В число самых популярных профилактико-терапевтических средств входят препараты растительного происхождения HeadBooster, Optimentis с ноотропным эффектом усиления работоспособности и когнитивных функций мозга. Их популярность объясняется несколькими факторами, среди которых – мягкое щадящее воздействие на сосудистую систему головного мозга и присутствие в составе экстракта реликтового растения Гинкго Билоба. Действие препаратов проявляется постепенно, поэтому их следует принимать курсами. Однако и в этом случае надо придерживаться рекомендаций по курсовому приёму, поскольку передозировка органических веществ, присутствующих в составе экстракта Гинкго, повышает риск развития инсультов. При правильном же приёме такие препараты:

  • снижают проницаемость сосудистой стенки, способствуя её укреплению,
  • нормализуют уровень холестерина,
  • запускают антиоксидантные процессы, препятствуя разрушительному воздействию свободных радикалов на мембраны,
  • обеспечивают питание клеток мозга путём нормализации транспорта глюкозы и кислорода к тканям,
  • облегчают прохождение импульсов по нервным волокнам.

Помимо этого, в медикаментозном лечении атеросклероза, предшествующего диффузным изменениям, применяют следующие препараты:

  • Никотиновая кислота (её производные). Препараты на её основе снижают содержание холестерина и триглицеридов, повышают концентрацию липопротеидов. Всё это улучшает антиатерогенные свойства, но вводит запрет на эти препараты для людей с заболеваниями печени.
  • Фибраты. Мисклерон, гевилан, атромид угнетают синтез собственных жиров организма, но чреваты побочными эффектами, связанными с работой печени и желчного пузыря.
  • Секвестранты желчных кислот выводят кислоты из кишечника, снижая тем самым количество жиров в клетках, но могут вызвать метеоризм или запоры.
  • Статины. Снижают производства холестерина самим организмом, что обуславливает их время приёма «на ночь», когда усиливается синтез холестерина. Но их действие тоже может дестабилизировать работу печени.

Проведение исследований для выявления СДВГ

О центре — Практическая деятельность — Синдром дефицита внимания и гиперактивности — Проведение исследований для выявления СДВГ

В настоящее время в России диагноз СДВГ (ADHD поDSM-IV-TR) или по МКБ-10 — Гиперкинетическое расстройство (нарушение активности внимания — F 90.0) может быть поставлен на основании результата клинического интервью: сбора данных о том, как именно проявляются нарушения внимания и/или поведения у ребенка, как давно или как долго отмечаются эти нарушения. Были ли подобные нарушения у родственников и т. п. При этом могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей, в которых они фиксируют выраженность тех или иных особенностей поведения и внимания у детей, которые имеют эти особенности. Однако специальные психологические и инструментальные методы диагностики позволяют уточнить диагноз и оценить выраженность проявлений данного расстройства. Среди наиболее доступных непсихологических методов исследования головного мозга следует выделить ЭЭГ (электроэнцефалографию), в том числе: 1. Клиническую ЭЭГ; 2. ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой; 3. ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП); 4. ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг); Не электроэнцефалографические методы диагностики: 1. T.O.V.A. — тест вариабельности внимания — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции; 2. Conner’s CPT — тест продолжительного предъявления — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции; 3. Qbtest — оригинальный тест схожий с T.O.V.A и CPT, но дополненый функцией актиграфа; 4. Stroop-тест — тест оценки уровня интерференции и межполушарных взаимодействий.

Клиническая ЭЭГ

ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой

ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП)

ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг)

TOVA-тест – тест вариабельности внимания

Stroop-тест – тест оценки уровня интерференции

Тест представляет из себя набор из 3 таблиц, в каждой 100 ячеек, на первой из которых, избегая последовательных повторений в строках и столбцах, изображены напечатанные черным шрифтом названия четырех цветов: красный, желтый, зеленый и синий. На второй, эти цвета по тому же принципу, но в иной последовательности отображены в виде цветных прямоугольников. В третьей таблице названия цветов напечатаны краской другого цвета: например слово зеленый напечатано красной краской. Задача испытуемого при работе с первой таблицей быстро прочитать названия цветов, при работе со второй таблицей – быстро назвать цвета прямоугольников, а в третьей таблице необходимо быстро назвать цвет, которым напечатано слово, но при этом постараться не ошибиться и не прочитать само слово. Путем расчета по формулам, учитывающим время прочтения каждой таблицы, определяется, так называемая вербальность – преобладание функций левого, либо правого полушария и интерференция – коэффициент показывающий скорость передачи информации между полушариями. Читать еще статьи по теме: СДВГ: известные методы лечения и коррекции СДВГ у подростков Причины возникновения СДВГ

Наверх

imageВсего имеется четыре вида синдрома мозговой несформированности:

  • Функциональная несформированность (лобных) префронтальных отделов мозга.
  • Функциональная несформированность височной левой доли
  • Функциональная несформированность правого полушария.
  • Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.

Краткая характеристика:

А) Лобные отделы мозга: Ребенок быстро устает от занятий, легко отвлекается. Малыш проявляет вялость и равнодушие практически ко всему, особенно это заметно при выполнении школьных заданий. Он с трудом усваивает учебную программу. В обследовании ребенок монотонен и медлителен, не всегда удерживается в программе эксперимента. Основным феноменом можно назвать: склонность упрощать программу. Внешний контроль позволяет увеличить эффективность работы. Крайне бедная речевая продукция, понижена обобщающая речевая функция, речь ребенка примитивна по синтаксису. Затруднено его включение в активную речь. Канвой при данном виде несформированнности — становится недостаток саморегуляции, целенаправленности, программирования, а также контроля над протеканием собственной деятельности. Данная несформированность связана со слабым уровнем регулирования речевой функции, речь ребенка еще не достигла того уровня развития, когда она может стать  конструирующим фактором и организатором его деятельности.

Б) Левая височная область: Отличительная черта этой несформированности — сложности в звукоразличении, а, следовательно, и в понимании речи, воспринимаемой на слух. В прочих психических функциях не обнаруживаются какие-либо заметные дефицитарные отклонения. Ребенок жалуется на то, что учитель говорит непонятно или быстро. При чтении у ребенка возникает проблема с расстановкой ударения, чтение неудовлетворительно интонировано. В большей степени нарушена письменная речь и зависит она от состояния фонематического слуха. Из-за звуковой лабильности расстраивается также самоконтроль над собственной речью. В итоге проявляется компенсаторное многословие, однако чаще наблюдается замкнутость и молчаливость. При отсутствии необходимой коррекции нарушается способность реализации программы собственных речевых высказываний, возникает деформация номинативной и обобщающей функции речи.

В) Межполушарные взаимодействия: Указанный синдром отличает набор типичных симптомов «функциональной автономности» в мозговых полушариях:

  • несформированность реципрокной координации рук
  • обилие «зеркал» (реверсий)
  • направленность к игнорированию левой половины перцептивного поля
  • нестабильность номинативной речевой функции
  • несформированность фонематического слуха
  • так, при исследовании памяти, отмечаются «краевые» эффекты (первый и последний эталоны запоминаются лучше)
  • применения разнообразных стратегий в решении интеллектуальных задач, что в итоге производит впечатление одновременного сосуществования 2-х систем мышления, так как в одном и том же проводимом эксперименте малыш может прибегать то к одной, то к другой стратегии.

Все указанное выше приносит с собой множество вторичных дефектов, которые подчас приводят не только к дезадаптации учебной, но и к различным неоправданным диагнозам.

Г) Правое полушарие: Несформированность в данной области выражается недостаточным пространственным представлением и нарушением порядка воспроизведения зрительных и слухоречевых эталонов на следах памяти. Часто отмечаются предметные парагнозии, а также дефекты сомато- и лицевого гнозиса, дифференциации эмоций и цветоразличения. В памяти зрительной нарушения порядка переплетаются с массой реверсий и параграфий. Эталонные образцы трансформируются и видоизменяются до неузнаваемости. Также обнаруживаются реверсии и контаминации (слепки) из пары фигур, а также искажения, которые связаны с структурно-топологическими и метрическими метаморфозами. Мышление и речь в пределах нормы. Но процессы эти имеют штамповый «взрослый» оттенок с множеством жестомимических и интонационно-мелодических компонентов. Пространственная первичная недостаточность оказывает вредоносное воздействие на эффективность чтения, письма и счета в той их области, которая основывается на оптико-пространственном представлении.

Коррекция

Современные методики коррекции детей с отклонениями в психическом развитии делятся на пару основных направлений.

Первое направление — когнитивные методы, они чаще всего направлены на преодоление сложностей усвоения знаний в школе, а также на формирование высших психических функций. К примеру: целенаправленная работа в области слухоречевой памяти, формирование счетных операций и так далее.

Второе направление заключается в методах двигательной (моторной) коррекции либо используются телесно-ориентированные методы. На данный момент попытки связать данные два направления, в большинстве случаев, просто приводят к их суммации (в коррекционную программу вводят двигательные и  когнитивные методики). Практика показала, что не получается достигнуть результата, по той причине, что в современной «детской» популяции преобладают разнонаправленные дефекты и системные нарушения психических функций. В указанной ситуации оптимальным решением становится системный подход к абилитации и  коррекции психического здоровья детей, когда двигательные и когнитивные методики должны использоваться в определенном иерархизированном комплексе.

Основное направление в решении данной проблемы – комплексная абилитация и нейропсихологическая  коррекция

По сути необходимо воздействие на уровень сенсомоторной сферы, с опорой на общие закономерности онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), которое приводит к активизации в развитии всех Высших психических функций, так как это базовый пункт для последующего развития Высших психических функций. Следуя логике, начиная коррекционный процесс, необходимо предпочтение отдавать именно методам двигательным, которые не только создают определенный потенциал для дальнейшей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными аспектами и уровнями психической деятельности. Актуализация, а также закрепление различных телесных навыков нуждается в востребованности извне психических функций, таких как восприятие, эмоции, память и процессы саморегуляции. Таким образом, мы создаем базовую предпосылку для полномерного участия данных процессов в овладении умениями: чтение, письмо, математика.

В методологическом плане «комплексная  нейропсихологическая  коррекция и абилитация» основывается на современных представлениях (по А.Р.Лурия) о закономерности развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в первую очередь, в фокусе теории о 3-х функциональных блоках мозга); учении Цветковой Л.С. о нейропсихологической  реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза» (по Семенович).

Методически — адаптированный вариант базовых нейропсихических, театральных, телесно-ориентированных и прочих психотехник, применительно к детскому возрасту.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Татьяна Лапшаева
Нефролог, врач высшей категории, стаж более 20 лет
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий