ЭЭГ для подростков: показания и особенности интерпретации

 

Электрофизиологическое исследование детей с психической патологией, которое включается в обязательный набор диагностических процедур, нередко сводится лишь к выявлению эпилептической активности. Однако электроэнцефалография (ЭЭГ) содержит гораздо большее количество информации, которая крайне полезна для оценки состояния ребёнка, соответствия его ЭЭГ возрастной норме, для диагностики синдромальных форм психических расстройств, но эта информация практически полностью игнорируется при анализе.

 

По нашему мнению, анализ ЭЭГ детей с различными нарушениями деятельности мозга должен обязательно включать сопоставление с нормативными базами данных, которые содержат достаточно большое количество записей ЭЭГ здоровых детей разного возраста. Это связано с тем, что при эндогенных процессах, как правило, не обнаруживаются знаки органического поражения ЦНС, которые заметны при визуальном анализе.

 

В настоящее время подавляющее количество электрофизиологических лабораторий используют компьютерный анализ ЭЭГ, однако отсутствие сравнения с возрастной нормой не позволяет адекватно использовать полученную информацию. Указанного недостатка лишён используемый в нашей работе современный отечественный Аппаратно-программный комплекс для топографического картирования электрической активности мозга «Нейро-КМ» (разработка и производство Научно-медицинской фирмы «Статокин», Москва), программное обеспечение которого включает нейрометрические банки данных спектральных параметров ЭЭГ, учитывающие пол и возраст обследуемых детей и подростков.

 

Для практического использования статистических методов полезно приводить спектральные параметры ЭЭГ к нормальному распределению. Именно такой подход позволяет использовать нейрометрические банки данных спектральных параметров ЭЭГ, которые учитывают пол и возраст обследуемых. Сопоставление с нормативными ЭЭГ-данными проводится при помощи «Z-критерия», в котором величина Z, определённая как степень отклонения от среднего по нормативной группе в единицах стандартного отклонения, не должна в норме превышать 2-3 S.D.

 

Подобный анализ ЭЭГ, позволяющий сопоставить данные каждого пациента с его возрастной нормой и оценить степень и характер отклонений от нормативных данных, в значительной степени способствует правильной диагностике заболевания.

 

Мы попытаемся оценить роль количественных методов ЭЭГ анализа на примере расстройств аутистического спектра (РАС). В медико-социальном плане проблема представляется весьма актуальной, поскольку частота РАС в настоящее время составляет до 4:1000 детского населения.

 

Аутизм является широко распространённым состоянием, в основе которого лежит нарушение функционирования различных генов, контролирующих определенные этапы формирования ЦНС. Это приводит к особому поведенческому фенотипу со своеобразным сочетанием дефекта врождённых поведенческих программ, определяющих речевые и социальные навыки, нарушения когнитивного развития и проблем восприятия. У всех детей с этим расстройством отмечаются трудности социального взаимодействия, нарушение развития речи и стереотипное поведение.

 

В настоящее время выделено несколько моногенных заболеваний и генетических синдромов, которые являются причиной возникновения аутистических расстройств. Это и синдром ломкой хромосомы Х (до 5% всех случаев аутизма), и туберозный склероз (1-2% случаев), и синдром Ретта (до 2% случаев), и другие заболевания.

 

В последнее время с помощью более тонких методов генетического исследования — таких, как метод молекулярного кариотипирования (array CGH) — удалось обнаружить в 20-30% случаев микроаномалии генома у больных аутизмом. Метод позволяет проводить компьютерный анализ ДНК всего генома больного ребёнка с помощью биочипов и даёт возможность находить нарушения, недоступные для выявления ранее разработанными методами. Это, в свою очередь, даёт возможность выявлять гены, которые могут находиться в изменённом участке хромосомы. Если известен механизм действия таких генов, можно попытаться найти патогенетически обусловленную терапию и именно на этом пути можно ожидать реальных успехов в помощи больным с психическими нарушениями. Поэтому трудно переоценить важность своевременной и точной диагностики этих расстройств.

Методы сравнительного ЭЭГ-картирования позволяют выявить нарушения тонкой структуры ЭЭГ и поэтому могут оказать неоценимую услугу в диагностике.

 

В наших исследованиях запись ЭЭГ осуществлялась с помощью компьютерного электроэнцефалографа «Нейро-КМ» от 16 областей коры. Электроды располагались в соответствии с международной схемой отведений 10-20%. При помощи программы обработки ЭЭГ «BrainSys» (А.А. Митрофанов, Россия) вычислялась спектральные параметры ЭЭГ: мощность, когерентность (нормализованная ln(Coh²)/(1-Coh²), межполушарная асимметрия, приведённые математическими преобразованиями к распределению Гаусса. Использовался логарифм от величины мощности отдельных ритмических составляющих ЭЭГ, который является нормально распределённой случайной величиной для отрезков ЭЭГ более 30 сек.

 

Использование метода количественного анализа ЭЭГ детей с РАС позволило выделить группу больных с предполагаемыми синдромальными формами заболевания по наличию определённых паттернов ЭЭГ, закономерно изменяющихся по мере развития болезни. Так для ЭЭГ пациентов с синдромом Ретта (3 стадия), детей с синдромом ломкой хромосомы Х и синдромом Ангельмана, а также дошкольников с синдромом Прадера-Вилли характерно значительное (более 2 стандартных отклонений) увеличение активности в тета-полосе частот. Причём узкий частотный диапазон, топография и функциональная реактивность этой тета-активности имеют свои особенности при каждом из этих заболеваний.

 

В качестве примера мы подробно остановимся на возможностях метода количественной ЭЭГ в диагностике синдрома ломкой хромосомы Х (FXS). Более 30% больных этим синдромом страдают аутизмом и в среднем 4% аутистов имеют этот синдром. Белок FMRP, который не вырабатывается при этом синдроме, является важным для передачи информации в нервной системе. Его отсутствие сопровождается увеличением долговременной депрессии и ослаблением синаптических контактов и даже синаптической элиминацией, что и приводит к поведенческому фенотипу, характеризующемуся гиперактивностью, дефицитом внимания, выраженной умственной отсталостью, гипервозбудимостью, аутистическими расстройствами и высоким уровнем тревожности.

 

ЭЭГ детей с этим синдромом характеризуется выраженным дефицитом альфа-ритма и преобладанием ритмической тета-активности. См.рис. 1 и рис. 2.

image

Рисунок 1. ЭЭГ пациента 5 лет с диагнозом: ранний детский аутизм. Альфа-ритм отсутствует, преобладает широко распространённый по коре тета-ритм частотой 7 Гц. ЭЭГ-исследование позволило заподозрить синдром ломкой хромосомы Х, что и было подтверждено с помощью генетического исследования.

image

Рисунок 2. Сравнение записи ЭЭГ этого же пациента в состоянии спокойного бодроствования с закрытыми глазами с помощью Z-статистики с нормативными данными. Видно значительное увеличение активности тета и дельта полосы частот и достоверное уменьшение активности в альфа и бета-1 полосах частот.

 

Такой же паттерн ЭЭГ характерен и для всей группы испытуемых. Здесь интересно отметить, что сравнение в узких частотных диапазонах с возрастной нормой позволяет уточнить характерный паттерн отличий. На этом рисунке видно, что максимально увеличена по сравнению с нормой относительная спектральная мощность в частотном диапазоне 6-7 Гц в теменных зонах коры. См. рис. 3.

 

Рисунок 3. Карты значений относительной мощности в диапазонах по 1 Гц в интервале от 0,5 до 30 Гц при сравнении с помощью Z-статистики ЭЭГ-записей пациентов с FXS в состоянии спокойного бодроствования с закрытыми глазами с возрастной нормой. Цветная шкала показывает величину стандартного отклонения (синий цвет — ниже нормы, красный — выше нормы).

 

Программа позволяет также вычислять корреляции спектральных характеристик ЭЭГ с любым биологическим показателем. Вычисление корреляции спектра ЭЭГ и возраста внутри группы здоровых испытуемых и пациентов с FXS с помощью критерия Пирсона показало, что возрастная динамика ЭЭГ у пациентов с FXS также значительно отличалась от нормативной, особенно по уровню когерентности. В отличие от здоровых испытуемых у больных с возрастом наблюдалось уменьшение уровня когерентности в левом полушарии, тогда как для здоровых испытуемых было характерно существенное увеличение уровня как внутри-, так и межполушарной когерентности.

Рисунок 4. Возрастные изменения уровня когерентности у здоровых испытуемых от 3-х до 19 лет (сверху) и у больных с синдромом ломкой хромосомы Х (снизу). Цветная шкала справа от рисунков показывает значения коэффициентов корреляции Пирсона (со знаком) между значениями когерентности и возрастом. Как видно на рисунке, у здоровых испытуемых в этот период увеличивались значения как внутри-, так и межполушарной когерентности во всех ритмических диапазонах, тогда как у пациентов с FXS отмечено уменьшение удалённых связей практически во всех частотных диапазонах, кроме тета и лишь незначительное увеличение связей между близкорасположенными зонами коры.<</p>  

Таким образом, использование данных ЭЭГ-картирования позволяет заподозрить синдромальные формы аутизма и целенаправленно проводить поиск их генетических маркеров. Как мы уже указывали выше, в настоящее время своевременная диагностика генетических заболеваний позволяет проводить патогенетически обоснованную терапию. Так на модели синдрома FXS было показано, что использование антагонистов глутаматергического рецептора приводит к существенному уменьшению долговременной депрессии, восстановлению синаптических шипиков, что сопровождалось значимым улучшением способности к обучению и восстановлением нарушенного поведения.

 

Совсем недавно (R. Hagerman et al., 2008) были представлены первые результаты применения такого рода антагонистов на больных с синдромом ломкой хромосомы Х. Было доказано улучшение поведения и когнитивных функций у этих больных в результате терапии. Похоже, что этот препарат будет полезен и больным с аутизмом, у которых нет синдрома FXS, но которые имеют сходные поведенческие проблемы. В подобных случаях данные количественной ЭЭГ можно использовать для оценки эффективности терапии.

 

Одним из способов такой оценки может быть сопоставление данных ЭЭГ с возрастной нормой при помощи Z-статистики до и после лечения. Положительным здесь будет считаться приближение к возрастным нормативам. Сравнение же количественных данных ЭЭГ до и после терапии с помощью критерия Вилкоксона или Стьюдента для связанных выборок позволит оценить уровень и характер изменений в результате терапии.

 

Здесь в качестве примера мы приводим данные оценки при помощи количественной ЭЭГ эффективности терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) с использованием препарата церебролизин. ЭЭГ детей с этим синдромом характеризуется хорошо сформированным возрастным зрительным альфа-ритмом, но выраженным дефицитом сенсомоторного ритма в центральных и теменных зонах коры (Н.Л. Горбачевская и соавт., 1996).

Рисунок 5. Слева — сравнение с нормативной базой спектральных характеристик ЭЭГ группы детей 7-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью до терапии церебролизином со значениями СМ до начала терапии. Видно отчётливое увеличение значений спектральной плотности именно в центральных зонах коры правого полушария.

 

На рисунке 5 приведено сравнение данных ЭЭГ картирования с нормативной группой до начала терапии церебролизином и сравнение ЭЭГ этой же группы пациентов до и после терапии. Удалось показать, что используемый препарат оказывает положительное клиническо действие (Н.Н. Заваденко и соавт.,1999) и восстанавливает сенсомоторный ритм. Как продемонстрировано в наших исследованиях (А.И. Хромов, Н.Л. Горбачевская, 2008), такой же эффект наблюдается и при использовании биологической обратной связи.

 

В заключении хочется ещё раз отметить, что значительный прогресс в понимании нейробиологии психических расстройств требует совершенствования методов диагностики психических заболеваний, в которых немаловажную роль играет и метод количественной ЭЭГ. Важно помнить, что комплекс количественных данных ЭЭГ можно использовать для дифференциально-диагностических уточнений только при сопоставлении их с нормативной базой данных.

 

Работа выполнена при поддержке ИОП МГППУ.

 

Издание «Медицинский алфавит. Больница.», 4/2008

Литература:

1. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П. и соавт. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности// Физиология человека. ─ 1996─ Т. 22, № 5. ─ С. 49-56

2. Заваденко Н.Н., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. и соавт. Церебролизин в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Лекарственные препараты в неврологии. ─ 1999. ─ № 2. ─ С. 37-42

3. Хромов А.И., Горбачевская Н.Л. Возможности БОС-тренинга в улучшении адаптационных возможностей подростков (психологическое и ЭЭГ-исследование)// Сб. «Психология ХХI столетия», т. 2 (под ред. В.В. Козлова), Ярославль. ─ 2008, ─ С. 280-283

4. Hagerman R., Berry-Kravis E., Hesal D. et al. Trial of fenobam, an mGluR5 antagonist, in adults with Fragile X Syndrome// Journal of Intellectual Disability Research. ─ 2008. ─ Vol.52. ─ Р. 814.

Наверх

Проведение исследований для выявления СДВГ

О центре — Практическая деятельность — Синдром дефицита внимания и гиперактивности — Проведение исследований для выявления СДВГ

В настоящее время в России диагноз СДВГ (ADHD поDSM-IV-TR) или по МКБ-10 — Гиперкинетическое расстройство (нарушение активности внимания — F 90.0) может быть поставлен на основании результата клинического интервью: сбора данных о том, как именно проявляются нарушения внимания и/или поведения у ребенка, как давно или как долго отмечаются эти нарушения. Были ли подобные нарушения у родственников и т. п. При этом могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей, в которых они фиксируют выраженность тех или иных особенностей поведения и внимания у детей, которые имеют эти особенности. Однако специальные психологические и инструментальные методы диагностики позволяют уточнить диагноз и оценить выраженность проявлений данного расстройства. Среди наиболее доступных непсихологических методов исследования головного мозга следует выделить ЭЭГ (электроэнцефалографию), в том числе: 1. Клиническую ЭЭГ; 2. ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой; 3. ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП); 4. ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг); Не электроэнцефалографические методы диагностики: 1. T.O.V.A. — тест вариабельности внимания — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции; 2. Conner’s CPT — тест продолжительного предъявления — психофизиологический тест для оценки функции активного внимания и контроля реакции; 3. Qbtest — оригинальный тест схожий с T.O.V.A и CPT, но дополненый функцией актиграфа; 4. Stroop-тест — тест оценки уровня интерференции и межполушарных взаимодействий.

Клиническая ЭЭГ

ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой

ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП)

ЭЭГ картирование головного мозга (maping — мэпинг)

TOVA-тест – тест вариабельности внимания

Stroop-тест – тест оценки уровня интерференции

Тест представляет из себя набор из 3 таблиц, в каждой 100 ячеек, на первой из которых, избегая последовательных повторений в строках и столбцах, изображены напечатанные черным шрифтом названия четырех цветов: красный, желтый, зеленый и синий. На второй, эти цвета по тому же принципу, но в иной последовательности отображены в виде цветных прямоугольников. В третьей таблице названия цветов напечатаны краской другого цвета: например слово зеленый напечатано красной краской. Задача испытуемого при работе с первой таблицей быстро прочитать названия цветов, при работе со второй таблицей – быстро назвать цвета прямоугольников, а в третьей таблице необходимо быстро назвать цвет, которым напечатано слово, но при этом постараться не ошибиться и не прочитать само слово. Путем расчета по формулам, учитывающим время прочтения каждой таблицы, определяется, так называемая вербальность – преобладание функций левого, либо правого полушария и интерференция – коэффициент показывающий скорость передачи информации между полушариями. Читать еще статьи по теме: СДВГ: известные методы лечения и коррекции СДВГ у подростков Причины возникновения СДВГ

Наверх

С днем медицинского работника! В 
автор: Администратор | 18-06-2021, 12:20 | Просмотров: 406
В 
В  В Подробнее
Большая утрата | Yлкен шыгын | Great loss В 
автор: Администратор | 29-03-2021, 16:56 | Просмотров: 890
В 
В  В 
Второй онлайн-семинар на тему «Нейромаркеры в клинической практике» В 
автор: Администратор | 20-04-2020, 17:02 | Просмотров: 3 015
В 
В  В Подробнее
Вебинар профессора Кропотова В 
автор: Администратор | 10-04-2020, 13:20 | Просмотров: 743
В 
В  В Подробнее
Мы продолжаем оказывать помощь нашим пациентам В 
автор: Администратор | 27-03-2020, 11:25 | Просмотров: 906
В 
В  В Подробнее

Миклухо-Маклая Россия,Москва +7 495 735 88 99 +7 495 134 25 26 Ленинский проспект Россия,Москва +7 495 735 88 77 +7 495 134 25 262020-02-19

ЭЭГ, или электроэнцефалография, — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов. Процедура позволяет получить точную информацию о малейших изменениях в структуре органа. Кроме того, ее используют для оценки реакции головного мозга на внешние раздражители. Исследование абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому его нередко используют даже у детей и подростков.

Показания

Подросткам ЭЭГ назначают при:

  • судорожных состояниях, эпилептических приступах, обмороках;
  • оценке эффективности лечения ранних форм эпилепсии и подборе противосудорожных препаратов;
  • травмах, опухолях, нарушениях мозгового кровообращения и других подобных патологиях.

В некоторых случаях ЭЭГ назначают при нарушениях сна, например, когда подросток разговаривает или вздрагивает во сне, подергивает руками или ногами, испытывает ночные страхи.

Описание

Методики проведения ЭЭГ у подростков и взрослых практически не отличаются. Перед началом обследования пациент занимает удобное лежащее или сидячее положение. Его глаза должны быть закрыты, а тело — максимально расслабленным. На голову подростка одевают специальную эластичную шапочку с маленькими электродами. Они считывают показатели электрической активности мозга и передают их на компьютер.

В среднем процедура занимает от 15 до 20 минут. В случаях когда необходимо получить более детальную картину, сеанс может продолжаться до 2 часов. При этом доктор попросит пациента изменить темп дыхания, открыть и закрыть глаза, сжать пальцы в кулак. В некоторых случаях используют звуковую и световую стимуляцию.

Все эти операции необходимы для оценки мозговой активности в различных состояниях. Например, открытие глаз у нашего организма ассоциируется с переходом от покоя к деятельности. В результате выполнения таких действий отображается степень инертности процессов пробуждения. А изменение темпов дыхания позволяет судить о наличие у подростков склонности к эпилепсии.

Интерпретация результатов

По результатам исследования врач оценивает состояние головного мозга и ставит диагноз. При этом у подростков, которым менее 15 лет, при анализе графиков учитывают детские возрастные нормы. У пациентов старше 16 лет значения энцефалограммы оценивают по взрослым стандартам. На практике удалось установить, что нервная система у детей развиваются по-разному. Так, мозг девочек «созревает» на 1-2 года раньше, чем мальчиков. Поэтому результаты ЭЭГ у девушки 14-15 лет могут соответствовать взрослым нормам. После осмотра ребенка и проведения исследования специалист решает, стандарты для какого возраста следует использовать.

Пройти ЭЭГ в наших медицинских центрах на Ленинском проспекте и улице Миклухо-Маклая удобно в любое время. Мы проводим исследование не только у подростков, но и у детей и взрослых. Опытные профессионалы и современное оборудование — залог постановки верного диагноза.

ЭЭГ-видеомониторинг — метод исследования в неврологии, который хорошо показывает записи колебательного электрического процесса, происходящего в мозге человека, с последующей расшифровкой. Активность регистрируется специальным оборудованием с электродами, прикрепляемыми к черепу пациента. Наблюдение продолжается длительное время – в течение нескольких часов или дней. В процессе исследования важно оценить активность головного мозга в двух фазах — бодрствование и сон.

Основная задача суточного ЭЭГ-видеомониторинга заключается в диагностике расстройств эпилептического и не эпилептического свойства. Длительное наблюдение позволяет оценить на электроэнцефалограмме деятельность мозга в нескольких состояниях (бодрствование, в том числе во время нагрузок/тестов и в спокойном состоянии, сон). Метод отличается от рутинного ЭЭГ сложностью, трудоемкостью и более высокой информативностью.

Общее описание исследования

Электроэнцефалограмма + видео — метод дополнительного исследования, помогающий подтвердить диагноз «эпилепсия» и определить форму, которую она приняла. Он применим к взрослому, ребенку в неонатальном периоде или недоношенному для оценки тяжести энцефалопатии.

image

Цель метода заключается в фиксации пароксизмального события на электроэнцефалограмме и его исследовании для проведения дифференциальной диагностики с похожими состояниями (парасомния, стереотипия, кардиогенные патологии и т.д.). Многие судорожные состояния имеют проявления, схожие с эпилептическими, и ЭЭГ-видеомониторинг – помогает распознать их не эпилептический характер на электроэнцефалограмме и избежать дорогостоящего лечения с побочными эффектами.

В неврологии применяется несколько видов ЭЭГ-видеомониторинга:

  • часовой;
  • дневной — длится 4-6 часов, подходит для контроля лечения или исследования активности мозга у ребенка младшего возраста (требует периода сна в течение него);
  • ночной — длится 9-12 часов, например, с 21.00 до 6.00, фиксирует ночные приступы;
  • суточный — проводится с интенсивными функциональными пробами и специальными тестами;
  • десятидневный — помогает зафиксировать несколько приступов (может оказаться, что они имеют различную локализацию и происхождение) и исследовать период между ними.

Дневной ЭЭГ-видеомониторинг проводится, когда приступы приходятся в основном на дневное время, либо для контроля лечения. Ночной назначается, если дневной сон невозможен из-за личных особенностей, а приступы приходятся только на период сна.

image

Во время исследования необходимо обязательно заснуть, поскольку в первой и второй фазах сна эпилептическая активность увеличивается, и вероятность заметить ее или сам приступ на электроэнцефалограмме повышается.

Результатом диагностики становится электроэнцефалограмма и видео с фиксацией всех движений пациента. Исследование проводится в палате. Пациент должен вести себя привычно и постараться расслабиться. Препараты, вызывающие сон, не применяются, однако препараты, которые пациент обычно принимает в ходе лечения, не отменяются и используются в обычном режиме.

Кому назначают подобное исследование

ЭЭГ-видеомониторинг предназначен для диагностики заболеваний у пациентов с судорожными приступами, ребенка в неонатальном периоде, недоношенного ребенка. Метод показывает эпилептическую или неэпилептическую природу приступов, их тип (фокальные, генерализованные), специфические особенности, форму эпилепсии, локализацию приступов.

ЭЭГ-видеомониторинг назначается при:

  • внезапно появившихся и ранее отсутствующих судорожных приступах;
  • пароксизмальных состояниях, происхождение которых неизвестно;
  • поведенческих и когнитивных расстройствах у детей, прогрессирующих со временем;
  • подготовке к противосудорожной терапии или операции (при обнаружении анатомических причин эпилепсии), контроле терапии.

Другие причины для применения этого метода в неврологии: перед отменой АЭП, в условиях реанимации — установление вида комы и диагностика смерти мозга.

image

Обратиться к врачу рекомендуется при судорожных приступах неясного происхождения, расстройствах сознания (в том числе в период перед менструациями), обмороках, нарушениях сна, головных болях, головокружениях, задержке речи, снижении когнитивных функций.

Что обычно выявляют в ходе исследования

Метод помогает провести дифференциальную диагностику с широким спектром заболеваний. В качестве предположительного диагноза могут быть показаны как ряд болезней с похожей симптоматикой, так и эпилепсия (фокальная, височная, лобная, теменная и т.д.).

image

Одна из задач исследования — собрать показатели, расшифровать их и исключить следующие заболевания, имеющие с эпилепсией схожие симптомы, но по-другому отражающиеся на электроэнцефалограмме:

  • апноэ;
  • яктации;
  • гиперэкплексия;
  • синкопальные состояния;
  • парасомнии;
  • пароксизмальные головокружения;
  • детские периодические синдромы, двигательные младенческие стереотипии, физиологическое младенческое поведения, инфантильная мастурбация;
  • экстрапирамидные расстройства;
  • кардиогенные патологии;
  • синдром Ферджемана и т.д.

image

Регулярный ЭЭГ-видеомониторинг требуется в процессе лечения пациента для анализа эффективности принимаемых мер. Поскольку исследование не имеет противопоказаний и не оказывает негативного влияния на пациентов, оно может проводиться с любой регулярностью. Единственными противопоказаниями могут стать непереносимость, вызванная индивидуальным психологическим отношением к процедуре, и некоторые заболевания кожи головы.

Как проходит процедура

ЭЭГ-видеомониторинг проводится в ЭЭГ шапке или на чашечковых электродах при длительном исследовании. Если для мониторинга была выбрана последняя модель, на голове проводится разметка при помощи маркера и линейки, чтобы исследовать нужные зоны головного мозга.

image

ЭЭГ-видеомониторинг с электродами имеет преимущества перед исследованием в шапочке — электроды доставляют меньше дискомфорта, не требуют постоянного контроля со стороны ассистента, стабильнее пишут — электроэнцефалограмма в этом случае более чистая, артефактов меньше, они не затрудняют анализ приступов. Стандартной схемой установки является схема Джаспера «10-20», к ней добавляются ЭЭГ ответвления — миографические, окулографические, скуловые.

В начале исследования проводятся стандартные пробы — фотостимуляция и гипервентиляция в усиленном режиме. Если поведение пациента меняется при определенной деятельности, при наблюдении вводятся эти нагрузки (например, работа за компьютером).

Продолжительность исследования этим методом определяется врачом в зависимости от жалоб пациента, результатов других исследований, его возможности заснуть на дневном исследовании. Если есть подозрение, что локализация приступов может происходить в разных местах, рекомендуется многодневное наблюдение, помогающее зарегистрировать несколько приступов на электроэнцефалограмме.

image

К ЭЭГ-видеомониторингу не требуется специальная подготовка, достаточно помыть голову (жир — хороший диэлектрик) и сократить время ночного сна в ночь перед исследованием, что даст возможность заснуть во время него. Ребенка нужно психологически подготовить и придумать, как занять его на время спокойного бодрствования. Чтобы электроэнцефалограмма получилась четкой, необходимо сохранение неподвижности. Время ночного сна также сокращается.

Распространенные преимущества и недостатки представленного метода

ЭЭГ-видеомониторинг позволяет:

  • оценить функциональное состояние мозга по электроэнцефалограмме и сопутствующее поведение человека по видео;
  • зарегистрировать эпилептическую диагностику во время приступа;
  • выявить зону начала приступа;
  • поставить диагноз с высокой долей вероятности;
  • определить природу заболевания у пациентов с неясными приступами.

Метод не имеет противопоказаний, может проводиться неограниченное количество раз и имеет высокую информативность. ЭЭГ-видеомониторинг является одним из самых полезных исследований в неврологии для выявления эпилепсии.

image

К недостаткам метода можно отнести суточную продолжительность и возможную утомительность для детей, однако они полностью перекрываются информативностью исследования.

Стоимость

Стоимость ЭЭГ-видеомониторинга зависит от квалификации врачей, качества оборудования, качества сервиса и палаты, в которой находится пациент в течение исследования, опыта работы клиники в области нейрофизиологии. Специализация клиники на неврологии дает большое преимущество для пациента, который хочет получить точный и окончательный диагноз.

Медицинский центр «Невро-Мед» работает с 1988 года — это огромный опыт работы и научная база, а также лучшие специалисты. Видео-ЭЭГ мониторинг проводится на элитном нейрофизиологическом оборудовании «Grass Telefeaktor» в специальных палатах со всем необходимым оборудованием с соблюдением мировых стандартов ЭЭГ-видеомониторинга

В цену диагностики может быть включена консультация специалистов с анализом электроэнцефалограммы в сложных случаях — участие в расшифровке результатов обследования медицинского консилиума. Стоимость так же зависит от времени проведения исследования — многодневный ЭЭГ-видеомониторинг стоит дороже.

В цену диагностики может быть включена консультация специалистов с анализом электроэнцефалограммы в сложных случаях — участие в расшифровке результатов обследования медицинского консилиума. Стоимость так же зависит от времени проведения исследования — многодневный видео-ЭЭГ мониторинг стоит дороже.

Заключение и выводы

ЭЭГ-видеомониторинг дает большие возможности по диагностике активности головного мозга и может выполнить широкий спектр задач для постановки правильного диагноза. Метод полезен не только для выявления типа и локализации эпилепсии, но и для дифференциальной диагностики. Методика безопасна и не имеет противопоказаний. Стоимость сопоставима с возможностями и перспективами исследования.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Татьяна Лапшаева
Нефролог, врач высшей категории, стаж более 20 лет
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий