Использования метода «Биоакустическая коррекция» при задержках психического и речевого развития у детей

 

Электрофизиологическое исследование детей с психической патологией, которое включается в обязательный набор диагностических процедур, нередко сводится лишь к выявлению эпилептической активности. Однако электроэнцефалография (ЭЭГ) содержит гораздо большее количество информации, которая крайне полезна для оценки состояния ребёнка, соответствия его ЭЭГ возрастной норме, для диагностики синдромальных форм психических расстройств, но эта информация практически полностью игнорируется при анализе.

 

По нашему мнению, анализ ЭЭГ детей с различными нарушениями деятельности мозга должен обязательно включать сопоставление с нормативными базами данных, которые содержат достаточно большое количество записей ЭЭГ здоровых детей разного возраста. Это связано с тем, что при эндогенных процессах, как правило, не обнаруживаются знаки органического поражения ЦНС, которые заметны при визуальном анализе.

 

В настоящее время подавляющее количество электрофизиологических лабораторий используют компьютерный анализ ЭЭГ, однако отсутствие сравнения с возрастной нормой не позволяет адекватно использовать полученную информацию. Указанного недостатка лишён используемый в нашей работе современный отечественный Аппаратно-программный комплекс для топографического картирования электрической активности мозга “Нейро-КМ” (разработка и производство Научно-медицинской фирмы “Статокин”, Москва), программное обеспечение которого включает нейрометрические банки данных спектральных параметров ЭЭГ, учитывающие пол и возраст обследуемых детей и подростков.

 

Для практического использования статистических методов полезно приводить спектральные параметры ЭЭГ к нормальному распределению. Именно такой подход позволяет использовать нейрометрические банки данных спектральных параметров ЭЭГ, которые учитывают пол и возраст обследуемых. Сопоставление с нормативными ЭЭГ-данными проводится при помощи “Z-критерия”, в котором величина Z, определённая как степень отклонения от среднего по нормативной группе в единицах стандартного отклонения, не должна в норме превышать 2-3 S.D.

 

Подобный анализ ЭЭГ, позволяющий сопоставить данные каждого пациента с его возрастной нормой и оценить степень и характер отклонений от нормативных данных, в значительной степени способствует правильной диагностике заболевания.

 

Мы попытаемся оценить роль количественных методов ЭЭГ анализа на примере расстройств аутистического спектра (РАС). В медико-социальном плане проблема представляется весьма актуальной, поскольку частота РАС в настоящее время составляет до 4:1000 детского населения.

 

Аутизм является широко распространённым состоянием, в основе которого лежит нарушение функционирования различных генов, контролирующих определенные этапы формирования ЦНС. Это приводит к особому поведенческому фенотипу со своеобразным сочетанием дефекта врождённых поведенческих программ, определяющих речевые и социальные навыки, нарушения когнитивного развития и проблем восприятия. У всех детей с этим расстройством отмечаются трудности социального взаимодействия, нарушение развития речи и стереотипное поведение.

 

В настоящее время выделено несколько моногенных заболеваний и генетических синдромов, которые являются причиной возникновения аутистических расстройств. Это и синдром ломкой хромосомы Х (до 5% всех случаев аутизма), и туберозный склероз (1-2% случаев), и синдром Ретта (до 2% случаев), и другие заболевания.

 

В последнее время с помощью более тонких методов генетического исследования — таких, как метод молекулярного кариотипирования (array CGH) — удалось обнаружить в 20-30% случаев микроаномалии генома у больных аутизмом. Метод позволяет проводить компьютерный анализ ДНК всего генома больного ребёнка с помощью биочипов и даёт возможность находить нарушения, недоступные для выявления ранее разработанными методами. Это, в свою очередь, даёт возможность выявлять гены, которые могут находиться в изменённом участке хромосомы. Если известен механизм действия таких генов, можно попытаться найти патогенетически обусловленную терапию и именно на этом пути можно ожидать реальных успехов в помощи больным с психическими нарушениями. Поэтому трудно переоценить важность своевременной и точной диагностики этих расстройств.

Методы сравнительного ЭЭГ-картирования позволяют выявить нарушения тонкой структуры ЭЭГ и поэтому могут оказать неоценимую услугу в диагностике.

 

В наших исследованиях запись ЭЭГ осуществлялась с помощью компьютерного электроэнцефалографа “Нейро-КМ” от 16 областей коры. Электроды располагались в соответствии с международной схемой отведений 10-20%. При помощи программы обработки ЭЭГ “BrainSys” (А.А. Митрофанов, Россия) вычислялась спектральные параметры ЭЭГ: мощность, когерентность (нормализованная ln(Coh²)/(1-Coh²), межполушарная асимметрия, приведённые математическими преобразованиями к распределению Гаусса. Использовался логарифм от величины мощности отдельных ритмических составляющих ЭЭГ, который является нормально распределённой случайной величиной для отрезков ЭЭГ более 30 сек.

 

Использование метода количественного анализа ЭЭГ детей с РАС позволило выделить группу больных с предполагаемыми синдромальными формами заболевания по наличию определённых паттернов ЭЭГ, закономерно изменяющихся по мере развития болезни. Так для ЭЭГ пациентов с синдромом Ретта (3 стадия), детей с синдромом ломкой хромосомы Х и синдромом Ангельмана, а также дошкольников с синдромом Прадера-Вилли характерно значительное (более 2 стандартных отклонений) увеличение активности в тета-полосе частот. Причём узкий частотный диапазон, топография и функциональная реактивность этой тета-активности имеют свои особенности при каждом из этих заболеваний.

 

В качестве примера мы подробно остановимся на возможностях метода количественной ЭЭГ в диагностике синдрома ломкой хромосомы Х (FXS). Более 30% больных этим синдромом страдают аутизмом и в среднем 4% аутистов имеют этот синдром. Белок FMRP, который не вырабатывается при этом синдроме, является важным для передачи информации в нервной системе. Его отсутствие сопровождается увеличением долговременной депрессии и ослаблением синаптических контактов и даже синаптической элиминацией, что и приводит к поведенческому фенотипу, характеризующемуся гиперактивностью, дефицитом внимания, выраженной умственной отсталостью, гипервозбудимостью, аутистическими расстройствами и высоким уровнем тревожности.

 

ЭЭГ детей с этим синдромом характеризуется выраженным дефицитом альфа-ритма и преобладанием ритмической тета-активности. См.рис. 1 и рис. 2.

image

Рисунок 1. ЭЭГ пациента 5 лет с диагнозом: ранний детский аутизм. Альфа-ритм отсутствует, преобладает широко распространённый по коре тета-ритм частотой 7 Гц. ЭЭГ-исследование позволило заподозрить синдром ломкой хромосомы Х, что и было подтверждено с помощью генетического исследования.

image

Рисунок 2. Сравнение записи ЭЭГ этого же пациента в состоянии спокойного бодроствования с закрытыми глазами с помощью Z-статистики с нормативными данными. Видно значительное увеличение активности тета и дельта полосы частот и достоверное уменьшение активности в альфа и бета-1 полосах частот.

 

Такой же паттерн ЭЭГ характерен и для всей группы испытуемых. Здесь интересно отметить, что сравнение в узких частотных диапазонах с возрастной нормой позволяет уточнить характерный паттерн отличий. На этом рисунке видно, что максимально увеличена по сравнению с нормой относительная спектральная мощность в частотном диапазоне 6-7 Гц в теменных зонах коры. См. рис. 3.

 

Рисунок 3. Карты значений относительной мощности в диапазонах по 1 Гц в интервале от 0,5 до 30 Гц при сравнении с помощью Z-статистики ЭЭГ-записей пациентов с FXS в состоянии спокойного бодроствования с закрытыми глазами с возрастной нормой. Цветная шкала показывает величину стандартного отклонения (синий цвет – ниже нормы, красный – выше нормы).

 

Программа позволяет также вычислять корреляции спектральных характеристик ЭЭГ с любым биологическим показателем. Вычисление корреляции спектра ЭЭГ и возраста внутри группы здоровых испытуемых и пациентов с FXS с помощью критерия Пирсона показало, что возрастная динамика ЭЭГ у пациентов с FXS также значительно отличалась от нормативной, особенно по уровню когерентности. В отличие от здоровых испытуемых у больных с возрастом наблюдалось уменьшение уровня когерентности в левом полушарии, тогда как для здоровых испытуемых было характерно существенное увеличение уровня как внутри-, так и межполушарной когерентности.

Рисунок 4. Возрастные изменения уровня когерентности у здоровых испытуемых от 3-х до 19 лет (сверху) и у больных с синдромом ломкой хромосомы Х (снизу). Цветная шкала справа от рисунков показывает значения коэффициентов корреляции Пирсона (со знаком) между значениями когерентности и возрастом. Как видно на рисунке, у здоровых испытуемых в этот период увеличивались значения как внутри-, так и межполушарной когерентности во всех ритмических диапазонах, тогда как у пациентов с FXS отмечено уменьшение удалённых связей практически во всех частотных диапазонах, кроме тета и лишь незначительное увеличение связей между близкорасположенными зонами коры.<</p>  

Таким образом, использование данных ЭЭГ-картирования позволяет заподозрить синдромальные формы аутизма и целенаправленно проводить поиск их генетических маркеров. Как мы уже указывали выше, в настоящее время своевременная диагностика генетических заболеваний позволяет проводить патогенетически обоснованную терапию. Так на модели синдрома FXS было показано, что использование антагонистов глутаматергического рецептора приводит к существенному уменьшению долговременной депрессии, восстановлению синаптических шипиков, что сопровождалось значимым улучшением способности к обучению и восстановлением нарушенного поведения.

 

Совсем недавно (R. Hagerman et al., 2008) были представлены первые результаты применения такого рода антагонистов на больных с синдромом ломкой хромосомы Х. Было доказано улучшение поведения и когнитивных функций у этих больных в результате терапии. Похоже, что этот препарат будет полезен и больным с аутизмом, у которых нет синдрома FXS, но которые имеют сходные поведенческие проблемы. В подобных случаях данные количественной ЭЭГ можно использовать для оценки эффективности терапии.

 

Одним из способов такой оценки может быть сопоставление данных ЭЭГ с возрастной нормой при помощи Z-статистики до и после лечения. Положительным здесь будет считаться приближение к возрастным нормативам. Сравнение же количественных данных ЭЭГ до и после терапии с помощью критерия Вилкоксона или Стьюдента для связанных выборок позволит оценить уровень и характер изменений в результате терапии.

 

Здесь в качестве примера мы приводим данные оценки при помощи количественной ЭЭГ эффективности терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) с использованием препарата церебролизин. ЭЭГ детей с этим синдромом характеризуется хорошо сформированным возрастным зрительным альфа-ритмом, но выраженным дефицитом сенсомоторного ритма в центральных и теменных зонах коры (Н.Л. Горбачевская и соавт., 1996).

Рисунок 5. Слева – сравнение с нормативной базой спектральных характеристик ЭЭГ группы детей 7-9 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью до терапии церебролизином со значениями СМ до начала терапии. Видно отчётливое увеличение значений спектральной плотности именно в центральных зонах коры правого полушария.

 

На рисунке 5 приведено сравнение данных ЭЭГ картирования с нормативной группой до начала терапии церебролизином и сравнение ЭЭГ этой же группы пациентов до и после терапии. Удалось показать, что используемый препарат оказывает положительное клиническо действие (Н.Н. Заваденко и соавт.,1999) и восстанавливает сенсомоторный ритм. Как продемонстрировано в наших исследованиях (А.И. Хромов, Н.Л. Горбачевская, 2008), такой же эффект наблюдается и при использовании биологической обратной связи.

 

В заключении хочется ещё раз отметить, что значительный прогресс в понимании нейробиологии психических расстройств требует совершенствования методов диагностики психических заболеваний, в которых немаловажную роль играет и метод количественной ЭЭГ. Важно помнить, что комплекс количественных данных ЭЭГ можно использовать для дифференциально-диагностических уточнений только при сопоставлении их с нормативной базой данных.

 

Работа выполнена при поддержке ИОП МГППУ.

 

Издание “Медицинский алфавит. Больница.”, 4/2008

Литература:

1. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П. и соавт. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности// Физиология человека. ─ 1996─ Т. 22, № 5. ─ С. 49-56

2. Заваденко Н.Н., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. и соавт. Церебролизин в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Лекарственные препараты в неврологии. ─ 1999. ─ № 2. ─ С. 37-42

3. Хромов А.И., Горбачевская Н.Л. Возможности БОС-тренинга в улучшении адаптационных возможностей подростков (психологическое и ЭЭГ-исследование)// Сб. «Психология ХХI столетия», т. 2 (под ред. В.В. Козлова), Ярославль. ─ 2008, ─ С. 280-283

4. Hagerman R., Berry-Kravis E., Hesal D. et al. Trial of fenobam, an mGluR5 antagonist, in adults with Fragile X Syndrome// Journal of Intellectual Disability Research. ─ 2008. ─ Vol.52. ─ Р. 814.

Наверх

Скрыть спецпредложения Показать спецпредложения

  • Для жителей районов Савеловский, Беговой, Аэропорт, Хорошевский Скидки для друзей из социальных сетей! Консультация невролога, нейрофизиолога со скидкой 20% 1

    Электроэнцефалография (ЭЭГ)

    2

    Электроэнцефалография (ЭЭГ)

    3

    Электроэнцефалография (ЭЭГ)

    ЭЭГ абсолютно безвредна, не имеет противопоказаний, поэтому применяется для пациентов в любом возрасте, как детском, так и престарелом.

    Электроэнцефалография – высоко информативное исследование, отражающее функциональное состояние коры, подкорковых структур мозга, а также сложные корково-подкорковые взаимодействия, в том числе скрытую патологию еще не проявившихся заболеваний на фоне полного клинического здоровья обследуемого.

    ЭЭГ позволяет отслеживать течение заболевания в динамике, при необходимости коррегировать лечение, оценивать влияние лекарственной терапии (передозировка или отмена нейролептиков, транквилизаторов, барбитуратов, антидепрессантов) на активность головного мозга. В отличие от КТ и МРТ-исследований, ЭЭГ выявляет структурные и функциональные (обратимые) изменения, которые длительное время сохраняются в мозге, например, после легкой черепно-мозговой травмы.

    Роль ЭЭГ в диагностике эпилепсии

    ЭЭГ является важнейшим методом диагностики при эпилепсии. Ежегодно регистрируется от 20 до 120 000 новых случаев эпилепсии в год (в среднем – 70 – 100 000). Только в странах СНГ этой болезнью страдает около 2,5 млн. человек. Эпилепсия нередко сочетается с другими заболеваниями, такими как: детский церебральный паралич, хромосомные синдромы, наследственные болезни обмена веществ. Частота эпилепсии, например, у больных ДЦП составляет до 33%.

    Опытный врач-невролог/нейрофизиолог по результатам проведенной ЭЭГ может подтвердить диагноз «эпилепсия». Кроме того, в последнее время стали распространенными заболевания, протекающие без клинических проявлений, для которых, однако, характерна патологическая активность в головном мозге, существенно нарушающая его работу (например, эпилептические энцефалопатии). В таких случаях именно ЭЭГ является ведущим методом исследования.

    Методика проведения электроэнцефалографии

    ЭЭГ совершенно безвредна и безболезненна. Во время обследования пациент удобно располагается в кресле. С помощью специального шлема к его голове прикрепляются маленькие электроды, соединенные проводами с электроэнцефалографом. Аппарат в сотни тысяч раз усиливает биопотенциалы, полученные с датчиков, и записывает их в память компьютера.

    1

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    2

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    3

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    1

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    2

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    3

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) в МедикСити

    Диагностические возможности ЭЭГ

    С помощью ЭЭГ можно:

    • отличить эпилептические приступы от неэпилептических и классифицировать их;
    • установить участки мозга, отвечающие за провоцирование приступов;
    • отследить динамику действия лекарственных препаратов;
    • оценить функциональное состояние мозга (даже при отсутствии изменений на КТ мозга);
    • решить вопрос о профпригодности (обнаружение эпилептиформных явлений служит основанием для отбора профессий, связанных с вождением транспорта, требующих постоянного внимания и быстрой реакции на внезапно возникающие ситуации и стимулы в условиях повышенного риска).

    Показания к проведению ЭЭГ:

    • эпилепсия и другие виды пароксизмов;
    • опухоли головного мозга;
    • черепно-мозговые травмы;
    • сосудистые заболевания;
    • воспалительные заболевания;
    • дегенеративные поражения мозга;
    • головные боли;
    • дизонтогенетические заболевания;
    • наследственные заболевания ЦНС;
    • функциональные нарушения нервной деятельности (неврозы, неврастении, невроз навязчивых движений, сомнамбулизм и др.)
    • психиатрическая патология;
    • энцефалопатии различного генеза (сосудистого, посттравматического, токсического);
    • постреанимационные состояния вследствие соматической патологии.

    В нашей клинике применяется новейшая методика БОС-ЭЭГ тренинга, включающая в себя снятие электроэнцефалограммы, которая регистрирует основные ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тетаритмы). Оценка ЭЭГ (электроэнцефалограммы) проводится опытным специалистом неврологом-нейрофизиологом, при этом дается заключение об особенностях мозговой ритмики и распределении биопотенциалов в различных зонах коры головного мозга. В зависимости от показаний, подбирается необходимый курс БОС-ЭЭГ тренинга (расслабляющий, активирующий и т.д.).

    Реоэнцефалография (РЭГ) – диагностика сосудов мозга

    Реоэнцефалография – это неинвазивный, безопасный и безболезненный метод, позволяющий контролировать состояние мозгового кровообращения, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты.

    Показания к проведению реоэнцефалографии:

    • головные боли;
    • головокружение;
    • шум в ушах;
    • нарушение памяти;
    • обморочные и предобморочные состояния;
    • атеросклероз;
    • артериальная гипертензия;
    • черепно-мозговая травма;
    • вертебробазилярная недостаточность;
    • остеохондроз шейного отдела позвоночника.

    Возможности реоэнцефалографии

    • РЭГ предоставляет информацию:
      • об интенсивности мозгового кровенаполнения;
      • о состоянии тонуса и эластичности сосудов;
      • об интенсивности венозного оттока из полости черепа;
      • о поражениях сосудов головного мозга;
      • о мозговом кровообращении в послеоперационном периоде и при черепно-мозговой травме.
    • Исследование оценивает приток крови к головному мозгу и ее отток. Различают нормальные показатели РЭГ и показатели с отклонениями. Каждому отклонению от нормы соответствует свой тип головной боли и свой метод ее лечения. Проведение РЭГ до и после лечения позволяет оценить эффективность выбранного метода терапии.
    • Применение при исследованиях специальных функциональных проб позволяет разграничить функциональные и органические изменения. Наиболее часто используют пробы с поворотами и наклонами головы, гипервентиляцией. Остро возникающие сдвиги артериального давления отражаются на реоэнцефалограмме изменением тонуса и даже уровня пульсового кровенаполнения, что также необходимо учитывать при анализе исследования.
    • РЭГ диагностирует такие трудно поддающиеся объективизации заболевания, как, например, сосудистая дистония (на РЭГ она проявляется картиной неустойчивого сосудистого тонуса), острые и хронические сосудистые поражения (нарушения проходимости магистральных сосудов), острые нарушения мозгового кровообращения и их последствия, вертебробазилярную недостаточность и пр.

    Врач-невролог, нейрофизиолог нашей клиники применяет в своей работе самые современные методики, такие, например, как БОС (Метод Биологической обратной связи). Цель метода – развитие у человека навыков саморегуляции. С помощью тренинга под руководством грамотного специалиста пациенты научатся управлять своим психоэмоциональным состоянием: расслабляться, справляться со стрессом, страхами, депрессией и усталостью.

Меню сайта

  • О нас
  • Каталог (786)
  • Доставка и оплата
  • Акции
  • Отзывы
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Вопросы и ответы
  • Наши партнеры
  • Контакты

Использование БОС-ЭЭГ-терапии в нейропсихологической коррекции функциональных звеньев психики 12.11.2015

               Исходя из длительных наблюдений пациентов, проходящих курс нейрокоррекции оказалось очень эффективным использовать нейротренинг БОС-ЭЭГ, ведь спектр тех нарушений, с которыми можно работать достаточно широк:

-коррекция нарушений внимания у детей и взрослых, с нарушениями работы головного мозга и нервной системы, улучшение концентрации и распределения внимания, переключаемости с объекта на объект;

-улучшение кратко-срочной и долгосрочной видов памяти;

-развитие самоконтроля, усидчивости, то есть улучшение работы первого функционального блока мозга;

-улучшение восприятия: коррекция зрительно-пространственной сферы;

-работа над навыком мышечного и общего эмоционально-психического расслабления;

-тренировка (выработки навыка) состояния релаксации («альфа-состояние») при неврозах, психосоматических расстройствах или для решения обратной задачи – активации мозговой деятельности при органических нарушениях(начальных проявлениях органического диффузного поражения мозга, последствиях энцефалопатии, нейроинфекций, церебрастеническом синдроме, при некоторых формах эпилепсии).

Что же такое БОС-тренинг?

             Основой для создания метода БОС послужили исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Многие исследователи -нейрофизиологи: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний) разрабатывали и использовали методы, в которых устанавливалась биологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны, мышечной силы, артериального давления).

             Принцип БОС прост — для того, чтобы человек научился влиять на какой-то физиологический или биохимический процесс, он должен получать информацию о результатах своих действий. Аппаратура биологической обратной связи действует как корректировщик, показывая человеку, в каком направлении меняется тот или иной процесс. Полученная информация обрабатывается на компьютере, после чего предоставляется пациенту в удобном для восприятия виде. Человек смотрит на экран монитора, отслеживая, в каком направлении меняются его физиологические процессы. Проще говоря, пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, в обычных условиях не доступные сознанию. Это создает условия для терапевтического восстановления, нормализации  этих физиологических реакций путем переобучения. В ходе повторения сеансов пациент обучается, например, подавлять усиленные медленные волны в электроэнцефалограмме, являющиеся причиной ухудшения функции внимания и ряда других неврологических расстройств. 

Что такое электроэнцефалограмма?

Это сложный ритмический рисунок биоэлектрической активности головного мозга, результат взаимодействия его многочисленных регуляторных систем, обеспечивающих высший уровень управления в организме. Имея возможность изменять характер ритмической активности головного мозга, мы тем самым получаем доступ к рычагам, от которых зависит функционирование его регуляторных систем. В несколько упрощенной форме функциональные особенности основных ритмов ЭЭГ представляются следующим образом.

∆  Медленные волны (дельта-ритм, 0.5 – 4 Гц) связаны с восстановительными процессами, особенно во время сна, и низким уровнем активации. При многих неврологических и других нарушениях дельта-волны заметно усилены. Наоборот, избыток усиленных дельта-волн в ЭЭГ практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных дисфункций.

ϴ  Тета-ритм (4-8 Гц)  Усиленный тета-ритм часто наблюдается при психотических нарушениях, состояниях спутанности сознания, сотрясениях мозга. В то же время, в норме тета-волны связаны с измененными состояниями сознания, а также эмоциональным реагированием.

Α  Альфа-ритм (8-12 Гц) соответствует «холостому ходу мозговой машины» и связан с расслабленным состоянием бодрствования. Переживания страха, гнева, тревоги вызывают депрессию альфа-ритма. Сенсомоторный ритм (12-14 Гц) обычно связан с состоянием покоя тела и активным состоянием внимания, направленного вовне. Заметно редуцирован при синдромах нарушения внимания, патологических страхах, аффективных нарушениях, расстройствах, связанных с хроническим стрессом.

 ß  Бета-ритм (14-20 Гц) в норме связан с высшими когнитивными процессами и фокусированием внимания.

Итак, основной принцип использования БОС-ЭЭГ тренинга для реабилитации и развития работы мозга понятен, первично преследуется цель: улучшить концентрацию и распределение внимания пациента, скорректировать зрительно-пространственную сферу, проще говоря – восприятие, усидчивость, стабильность процессов вниманияю.

Однако в ходе практических занятий с детьми я заметила, помимо всего прочего, выраженную помощь этих сеансов в развитии памяти.

Пример: пациент -мальчик, 5 лет. При нейродиагностике отмечено выраженное снижение различных видов памяти: краткосрочной и долгосрочной, при норме оперативного запоминания слов (5 +/- 2 ед.) – запоминает 1-2 слова, зрительные символы – 1-2ед. А также дефицитарность зрительно-пространственной сферы: восприятие простых предметных и зашумленных изображений выраженно затруднено.

В анамнезе: сенсо-моторная алалия, РЦОН, миатонический синдром, с-м гиперактивности и снижения внимания, церебро-астенический с-м. Обычные методы нейрокоррекции не способствовали улучшению памяти и мотивации запоминания, ребенок отвлекался на внешние раздражители, отказывался заниматься. На первом же сеансе БОС-ЭЭГ тренинга при прохождении игры «Релакс» (частое появление на экране зашумленных картинок, было дано задание концентрировать зрительное внимание на появляющихся образах (явления природы, животные, птицы и т.д.) с целью улучшения четкости этих картинок на мониторе. Внимание, задание запоминать картинки дано не было! По окончанию сеанса ребенок смог назвать более 11 изображений, спустя сутки, он также смог их перечислить. Таким образом, первичным нарушением выступило именно снижение регуляторных функций: концентрации и распределения внимания, а также слабость эмоционально-волевой сферы, недостаточность мотивации к выполнению заданий, данных ранее на нейрокоррекционных занятиях. Сама память оказалась вполне нормативной: краткосрочная и долгосрочная ее виды.

В дальнейшем, в конце курса нейрокоррекции ребенок показал замечательные результаты при обследовании памяти с помощью бумажных носителей (трудно-вербализуемые фигуры –символы): 4 ед.- краткосрочное хранение и 4 ед. –долгосрочное, а также вербальный тест (6 слов): 5 ед.-краткосрочное хранение информации и 5 ед.-долгосрочное хранение.

              Таким образом, коррекция нарушений памяти была проведена в более короткие сроки благодаря методике БОС-тренинга и улучшению внимания ребенка.

           В целом нужно признать методику БОС-тренинга достаточно эффективной, т.к. возможно достаточно гибко использовать, включая в любые программы нейропсихологической коррекции функциональных звеньев головного мозга пациента.

Бесспорно: использование БОС-ЭЭГ метода многогранно и вполне отвечает современным требованиям к проведению нейрокоррекционных занятий в курсе общей реабилитации пациентов.

АВТОР: Лия Владимировна Черникова, клинический психолог, нейропсихолог МЦ “Здоровое детство”

Наши контакты

  • Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 33 Показать на карте
    • +7 (343) 289-XX-XX

Время работы:

  • пн-пт 9:00-21:00.
  • сб 9:00-19:00.

Все контакты Консультация невролога / Алексей 2679 просмотров 6 октября 2019

На сервисе СпросиВрача доступна консультация невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Ответы врачей Пожаловаться image Маргуба Азметдиновна, 6 октября 2019 Педиатр Здравствуйте! А жалобы есть какие-то? Пожаловаться Алексей, 6 октября 2019 Клиент Маргуба, чувство нереальности как во сне и тошнота, но я не знаю связано ли это с результатом ээг. хотелось бы узнать что представляет из себя результат ээг.. Пожаловаться image Ольга Лапина, 6 октября 2019 Стоматолог, Детский стоматолог Здравствуйте. Какие жалобы сейчас есть? Пожаловаться Алексей, 6 октября 2019 Клиент Ольга, чувство нереальности как во сне и тошнота, но я не знаю связано ли это с результатом ээг. хотелось бы узнать что представляет из себя результат ээг.. Пожаловаться image Маргуба Азметдиновна, 6 октября 2019 Педиатр Вам , считаю, надо больше отдыхать, исключить длительное сидение за монитором,проверить уровень магния крови, гликированного гемоглобина, оак Явной патологии не вижу. Пожаловаться Евгения Черникова, 6 октября 2019 Невролог Пожаловаться Алексей, 6 октября 2019 Клиент Евгения, прогрессирующее чувство нереальности, как во сне, с каждым днём сознание всё более туманно, мне кажется что через несколько дней оно вообще пропадёт и я буду лежать как овощ без сознания. Ещё ухудшение зрения и тошнота, но я не знаю связано ли это с результатом ээг или нет. тем не менее, мне хотелось бы услышать что-то внятное по поводу ээг, потому что изменения видны невооружённым глазом.. Пожаловаться Евгения Черникова, 6 октября 2019 Невролог У вас есть эпиактивность ,про жалобы прочитала выше,нужно сделать МРТ головного мозга, искать причину Пожаловаться Алексей, 6 октября 2019 Клиент Евгения, а то что тета-колебания в состоянии бодрствования, это ничего страшного? везде написано что в норме оно может быть только во сне.. Пожаловаться image Елена Фурманова, 6 октября 2019 Педиатр Пожаловаться image Наталья Белякова, 6 октября 2019 Педиатр, Терапевт, Массажист Угроза развития эпилепсии тут на самом деле. Необходимо до обследоваться, минимум МРТ головного мозга. Наблюдение у эпилептолога, с лечением и профилактикой развития эпилептических приступов. Удачи Пожаловаться Евгения Черникова, 6 октября 2019 Невролог Ваша ЭЭГ не соответствует норме,ваши ощущения, жалобы- возможно это проявление фокальной эпилепсии,нужно МРТ головного мозга и очно с пленкой ЭЭГ консультация эпилептолога Пожаловаться Алексей, 6 октября 2019 Клиент Пожаловаться Евгения Черникова, 6 октября 2019 Невролог И тета волны,и конечно эпиактивность,сходите с пленкой к грамотному эпилептологу,нужно подбирать лечение,иначе ситуация усугубится Пожаловаться Анастасия Пилипенко, 6 октября 2019 Психиатр, Психолог Добрый день! Да, изменения на ээг есть и они могут свидетельствовать о эпилепсии. Вам необходимо очно обратиться к эпилептологу и повторить обследование через 6 месяцев Пожаловаться Турабек Ирназаров, 7 октября 2019 Детский невролог, Невролог Здравствуйте. Альфа ритм регулярный. Наличия тета ритма говорит было во время записи дремота или чувство сильного расслабления. По данному ЭЭГ нет плохого. А какие у вас жалобы? Пожаловаться Алексей, 7 октября 2019 Клиент Турабек, я не дремал, был бодр но с закрытыми глазами.. Пожаловаться Турабек Ирназаров, 7 октября 2019 Детский невролог, Невролог Понятно, какие жалобы у Вас? ЭЭГ только для исключения эпилепсии. Для других целей мало информативно. Пожаловаться Алексей, 7 октября 2019 Клиент Пожаловаться Турабек Ирназаров, 7 октября 2019 Детский невролог, Невролог В состоянии пассивного бодрствования тета ритм может присутствовать на ЭЭГ, иногда тета ритм появляется при эмоциональных напряжениях. Похожие вопросы по теме ЭЭГ, расшифруйте 18 ответов 13 февраля 2020 Полина Вопрос закрыт Снижение высоты тела позвонка Th1 23 ответа 19 марта 2020 Алена, Санкт-Петербург Вопрос закрыт Плоско-приведённые стопы 2 ответа 29 июля 2020 Виктория Вопрос закрыт Компрессионный перелом L2 1 степени 7 ответов 31 октября 2020 Анна Вопрос закрыт Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Татьяна Лапшаева
Нефролог, врач высшей категории, стаж более 20 лет
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий